Юбилей «Нивы». Ветераны АВТОВАЗа встретятся сегодня

Не такая уж круглая дата — 45 лет, да и время не такое, чтобы пышно юбилеи автомобиля отмечать, у нас ведь страна продолжает военную операцию в Украине. Тем не менее, сегодня, 5 апреля, ветераны АВТОВАЗа соберутся в Тольятти в павильоне сквера, построенного к 50-летию «копейки». Соберутся вместе, чтобы вспомнить, как это было — как создавался российский внедорожник, который сегодня впору заносить в Книгу рекордов Гиннеса за долгожительство на рынке. 

Немного лирики и рекордов

Большое интервью по поводу сегодняшнего юбилея дал местной газете «Вольный город» ветеран завода Юрий Целиков. Он уверен, что 50-летия ждать совсем не стоит, потому что, если за день отсчета взять дату начала работы над проектом «Нива», то ей вообще-то уже 49 лет. А во-вторых, некоторые ветераны, причастные к производству и выходу «Нивы» на международные рынки, могут и не дожить до круглой даты. 

Юбилей «Нивы». Ветераны АВТОВАЗа встретятся сегодня

Вот уже и из той пятерки создателей модели, которые имели свидетельство на изобретение модели, в живых остался только один — дизайнер Валерий Семушкин. А вспомнить, конечно, нужно Петра Прусова — того самого, которому в США на аллее, посвященной выдающимся деятелям мирового автомобилестроения, заложена Звезда Славы. К созданию «Нивы» причастны также Владимир Соловьев, Марк Демидовцев и Лев Вихко. 

В издании вспомнили главные рекордные достижения автомобиля — в начале восьмидесятых она неоднократно попадала в число призеров знаменитого ралли «Париж-Дакар».

Юбилей «Нивы». Ветераны АВТОВАЗа встретятся сегодня

В 1990 году — модель покорила Антарктиду (более 15 лет один из внедорожников проработал на полярной арктической станции имени Беллинсгаузена), в 1998 году — побывала на Северном Полюсе (снегоболотоход, созданный на ее основе) и своим ходом подобралась к Эвересту на высоту 5200 метров, в 1999 году — опять же своим ходом поднялась на высоту в 5726 метров на тибетском плато в Гималаях.

И конечно, говоря о «Ниве», обязательно нужно вспомнить, за что ее научились уважать за границей. Одна из легенд о внедорожнике гласит о том, как однажды в Европе случилась очень снежная зима, и все машины встали, ездила только «Нива»! Уже в 1979 году она вошла в тройку лучших автомобилей мира и поставлялась на экспорт в сотню стран. Были периоды, когда до 70% автомобилей NIVA, сошедших с конвейера, АВТОВАЗ поставлял за границу.

Юбилей «Нивы». Ветераны АВТОВАЗа встретятся сегодня

Сегодня, когда автозавод попал в ситуацию простоев по причине нехватки комплектующих, именно LADA Niva вместе с товарищем по конвейеру (LADA Granta) оказалась наиболее локализованным в России автомобилем. И после корпоративного отпуска, в который с 4 апреля ушел весь АВТОВАЗ, завод, который из-за объявленных санкций и блокады в логистике не может пока выпускать весь свой модельный ряд, планирует зарабатывать себе на жизнь сборкой «Нивы».

В чем техническая  революционность проекта?

Читать также:  Новый Lexus NX стал доступен для заказа

Ну, конечно же, не в том, что ее выпустили накануне очередного партийного съезда в СССР и посвятили этому съезду, а в необыкновенно удачной компоновке ходовой части, развесовке по осям и приятном дизайне кузова. Во-вторых, двигатель. Традиционно для внедорожников брали низкооборотные двигатели большого объема. У россиян такого мотора не было и они взяли обычный 1,6-литровый. В-третьих, на внедорожниках принято было ставить барабанные тормоза спереди и сзади, а в «Ниве» конструкторы применили «тормоз с плавающей скобой». Постоянный полный привод тоже был в новинку. Обычно на внедорожниках тех времен основной ведущей осью была задняя, а передняя подключалась при съезде на бездорожье. На NIVA же полный привод задействован всегда, и машина в любой момент готова к преодолению трудных участков. 

Известно, что первые четыре опытных образца собраны с апреля по август 1973 года. 

Юбилей «Нивы». Ветераны АВТОВАЗа встретятся сегодня

Первый образец белого цвета был отправлен в Кремль на смотрины Леониду Брежневу. К февралю 1976 года собраны 50 автомобилей «Нива» — к открытию 25-го съезда КПСС. 5 апреля 1977 года собран опытный автомобиль, а серийное производство началось в июле.

За 45 лет (или 49?) своей истории модель с точки зрения конструкции существенно трансформировалась, но сохранила свою ДНК — уникальную комбинацию проходимости и компактности, дизайна и комфорта, оснащения и стоимости. Два крупных этапа модернизации были проведены в 1993 и 2009 годах. Автомобиль стал более динамичным и безопасным, улучшилась его управляемость.

Юбилей «Нивы». Ветераны АВТОВАЗа встретятся сегодня

На базе NIVA за все эти годы было выпущено множество версий пикапов, броневиков, плавучих болотоходов, минивэнов, спецмашин для полиции, медицинской службы, спасателей. Были в истории автомобиля и уникальные проекты – от армейской амфибии до циркового автомобиля, на котором по арене ездят дрессированные медведи.

LADA Niva сегодня

Накануне юбилейной даты пресс-служба АВТОВАЗа выпустила отдельный релиз, посвященный LADA NIVA (сегодня внедорожник выпускается исключительно под именем LADA Niva Legend). В нем рассказано о современных модификациях модели-долгожителя. Сегодня классическая LADA Niva Legend в зависимости от комплектации оборудуется кондиционером, литыми дисками колес, пластиковыми или алюминиевыми бамперами. Все автомобили оснащаются системой постоянного полного привода с возможностью подключения пониженной передачи и блокировки межосевого дифференциала. Аналогичными системами оснащается и пятидверная версия, с повышенной вместимостью салона и багажника.. 

В линейке предложений есть модификация Bronto. 

Юбилей «Нивы». Ветераны АВТОВАЗа встретятся сегодня

В этой версии на автомобиль установлены самоблокирующиеся межколесные дифференциалы, усиленное шасси, шины с развитыми грунтозацепами. У Bronto — увеличенный дорожный просвет и брутальный внедорожный дизайн.

Для малого и среднего бизнеса АВТОВАЗ предлагает пикапы на базе NIVA. Автомобили полурамной компоновки с рессорной задней подвеской рассчитаны на нагрузку 440-490 кг. Грузовая надстройка может выполняться как в виде бортовой платформы, так и в виде фургона (грузового, изотермического или рефрижератора).

Фото: АВТОСТАТ, АВТОВАЗ, lada-niva

Юбилей «Нивы». Ветераны АВТОВАЗа встретятся сегодня