Не такая уж круглая дата — 45 лет, да и время не такое, чтобы пышно юбилеи автомобиля отмечать, у нас ведь страна продолжает военную операцию в Украине. Тем не менее, сегодня, 5 апреля, ветераны АВТОВАЗа соберутся в Тольятти в павильоне сквера, построенного к 50-летию «копейки». Соберутся вместе, чтобы вспомнить, как это было — как создавался российский внедорожник, который сегодня впору заносить в Книгу рекордов Гиннеса за долгожительство на рынке.
Немного лирики и рекордов
Большое интервью по поводу сегодняшнего юбилея дал местной газете «Вольный город» ветеран завода Юрий Целиков. Он уверен, что 50-летия ждать совсем не стоит, потому что, если за день отсчета взять дату начала работы над проектом «Нива», то ей вообще-то уже 49 лет. А во-вторых, некоторые ветераны, причастные к производству и выходу «Нивы» на международные рынки, могут и не дожить до круглой даты.
Вот уже и из той пятерки создателей модели, которые имели свидетельство на изобретение модели, в живых остался только один — дизайнер Валерий Семушкин. А вспомнить, конечно, нужно Петра Прусова — того самого, которому в США на аллее, посвященной выдающимся деятелям мирового автомобилестроения, заложена Звезда Славы. К созданию «Нивы» причастны также Владимир Соловьев, Марк Демидовцев и Лев Вихко.
В издании вспомнили главные рекордные достижения автомобиля — в начале восьмидесятых она неоднократно попадала в число призеров знаменитого ралли «Париж-Дакар».
В 1990 году — модель покорила Антарктиду (более 15 лет один из внедорожников проработал на полярной арктической станции имени Беллинсгаузена), в 1998 году — побывала на Северном Полюсе (снегоболотоход, созданный на ее основе) и своим ходом подобралась к Эвересту на высоту 5200 метров, в 1999 году — опять же своим ходом поднялась на высоту в 5726 метров на тибетском плато в Гималаях.
И конечно, говоря о «Ниве», обязательно нужно вспомнить, за что ее научились уважать за границей. Одна из легенд о внедорожнике гласит о том, как однажды в Европе случилась очень снежная зима, и все машины встали, ездила только «Нива»! Уже в 1979 году она вошла в тройку лучших автомобилей мира и поставлялась на экспорт в сотню стран. Были периоды, когда до 70% автомобилей NIVA, сошедших с конвейера, АВТОВАЗ поставлял за границу.
Сегодня, когда автозавод попал в ситуацию простоев по причине нехватки комплектующих, именно LADA Niva вместе с товарищем по конвейеру (LADA Granta) оказалась наиболее локализованным в России автомобилем. И после корпоративного отпуска, в который с 4 апреля ушел весь АВТОВАЗ, завод, который из-за объявленных санкций и блокады в логистике не может пока выпускать весь свой модельный ряд, планирует зарабатывать себе на жизнь сборкой «Нивы».
В чем техническая революционность проекта?
Ну, конечно же, не в том, что ее выпустили накануне очередного партийного съезда в СССР и посвятили этому съезду, а в необыкновенно удачной компоновке ходовой части, развесовке по осям и приятном дизайне кузова. Во-вторых, двигатель. Традиционно для внедорожников брали низкооборотные двигатели большого объема. У россиян такого мотора не было и они взяли обычный 1,6-литровый. В-третьих, на внедорожниках принято было ставить барабанные тормоза спереди и сзади, а в «Ниве» конструкторы применили «тормоз с плавающей скобой». Постоянный полный привод тоже был в новинку. Обычно на внедорожниках тех времен основной ведущей осью была задняя, а передняя подключалась при съезде на бездорожье. На NIVA же полный привод задействован всегда, и машина в любой момент готова к преодолению трудных участков.
Известно, что первые четыре опытных образца собраны с апреля по август 1973 года.
Первый образец белого цвета был отправлен в Кремль на смотрины Леониду Брежневу. К февралю 1976 года собраны 50 автомобилей «Нива» — к открытию 25-го съезда КПСС. 5 апреля 1977 года собран опытный автомобиль, а серийное производство началось в июле.
За 45 лет (или 49?) своей истории модель с точки зрения конструкции существенно трансформировалась, но сохранила свою ДНК — уникальную комбинацию проходимости и компактности, дизайна и комфорта, оснащения и стоимости. Два крупных этапа модернизации были проведены в 1993 и 2009 годах. Автомобиль стал более динамичным и безопасным, улучшилась его управляемость.
На базе NIVA за все эти годы было выпущено множество версий пикапов, броневиков, плавучих болотоходов, минивэнов, спецмашин для полиции, медицинской службы, спасателей. Были в истории автомобиля и уникальные проекты – от армейской амфибии до циркового автомобиля, на котором по арене ездят дрессированные медведи.
LADA Niva сегодня
Накануне юбилейной даты пресс-служба АВТОВАЗа выпустила отдельный релиз, посвященный LADA NIVA (сегодня внедорожник выпускается исключительно под именем LADA Niva Legend). В нем рассказано о современных модификациях модели-долгожителя. Сегодня классическая LADA Niva Legend в зависимости от комплектации оборудуется кондиционером, литыми дисками колес, пластиковыми или алюминиевыми бамперами. Все автомобили оснащаются системой постоянного полного привода с возможностью подключения пониженной передачи и блокировки межосевого дифференциала. Аналогичными системами оснащается и пятидверная версия, с повышенной вместимостью салона и багажника..
В линейке предложений есть модификация Bronto.
В этой версии на автомобиль установлены самоблокирующиеся межколесные дифференциалы, усиленное шасси, шины с развитыми грунтозацепами. У Bronto — увеличенный дорожный просвет и брутальный внедорожный дизайн.
Для малого и среднего бизнеса АВТОВАЗ предлагает пикапы на базе NIVA. Автомобили полурамной компоновки с рессорной задней подвеской рассчитаны на нагрузку 440-490 кг. Грузовая надстройка может выполняться как в виде бортовой платформы, так и в виде фургона (грузового, изотермического или рефрижератора).
Фото: АВТОСТАТ, АВТОВАЗ, lada-niva