«Тойота Мотор» — 20 лет на рынке России

Сегодня, 1 апреля, исполняется ровно 20 лет с того дня, как на территории России стала функционировать компания «Тойота Мотор». Собственно, первые модели японской марки появились у нас гораздо раньше — еще в начале 90-ых, когда в нашу страну буквально хлынул поток иномарок. Причем первые «тойоты» россияне активно получали с помощью бартерных схем, меняя их на алюминий, лес и хлопок. 

«Тойота Мотор» - 20 лет на рынке России

В 1998 году в Москве открылось представительство бренда — с целью «на месте оценивать рыночную ситуацию и способствовать развитию продаж». Рынок продолжал развиваться, продажи Toyota в стране росли, и в 2002 году появилось ООО «Тойота Мотор» — национальная компания по маркетингу и продажам, которая занялась не только продажами автомобилей и запчастей Toyota и Lexus в России, но и вопросами стратегии развития бизнеса. В этот период на нашем рынке уже активно продавались внедорожники Land Cruiser 100 и RAV4, Toyota Camry.

«Тойота Мотор» - 20 лет на рынке России

А вот Toyota Corolla официально завезли к нам в апреле 2002 года — таким образом, ее официальному дебюту на нашем рынке в апреле тоже исполняется 20 лет. В 2003 году к нам завезли Avensis и Land Cruiser Prado. 

«Тойота Мотор» - 20 лет на рынке России

А в 2004 году было официально объявлено, что японцы решили построить у нас свой автозавод.   

Эксперты отмечают, что у Toyota на российском рынке с самого начала была своя, продуманная стратегия. Например, в отличие от европейцев, которые, заходя к нам на рынок, испытывали спрос методом проб и ошибок, японцы сразу сделали ставку только на внедорожники и автомобили класса D/E. Еще один факт из первых лет на рынке — компания с самого начала стала адаптировать продукты, продаваемые в России, под наши климатические особенности. Все модели Toyota, которые привозились в страну официально, имели специальные комплектации, предназначенные для российских условий. Для этого штаб-квартира специально тестировала новинки в суровых зимних условиях.   

«Тойота Мотор» - 20 лет на рынке России

Сегодня по объемам продаж бренд Toyota прочно входит в ТОП-5 самых продаваемых марок в России. А в целом по дорогам страны, по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», на 1 января 2022 года бегали 4 млн 139 тысяч автомобилей Toyota и более 336 тысяч Lexus. Суммарно в объемах всего автопарка легковых машин в России — практически каждый десятый автомобиль.

И наверное ни один иностранный бренд в России сегодня не представлен таким огромным модельным рядом, как Toyota. Разнообразие в парке весьма впечатляет — более 130 моделей, от самых распространенных — Corolla (717 тыс. шт.), Camry (508 тыс. шт.), RAV4 (498 тыс. шт.), до очень редких, практически штучных, названия которых многие из нас даже не слышали — Conquest, MR, Lexen, Raize, Tank, Roomy, Megacruiser.

Конечно, многие из этих редких моделей появились у нас не через официальные дилерские центры, а приплыли уже подержанными на Дальний Восток частным путем и только потом разъехались в регионы. Тем не менее, солидные объемы продаж лидеров — целиком и полностью заслуга «Toyota Motor». Чаще всего автомобили бренда сегодня можно встретить в Москве и Владивостоке, Новосибирске и Санкт-Петербурге, а еще в Хабаровске, Красноярске, Иркутске, Омске. В десятку городов, где больше других любят Toyota (судя по объему парков), сегодня входят еще Петропавловск-Камчатский и Барнаул.  

Читать также:  Владельцев электромобилей могут заставить платить за каждый километр

«Тойота Мотор» - 20 лет на рынке России

Кстати, японцы к развитию своей компании и выходу ее на международные рынки относятся очень серьезно. У них есть свои руководящие принципы и даже разработана своя философия бренда Toyota, которая издана в 2001 году отдельной книгой. В соответствии с этими принципами «Тойота Мотор» все эти годы не только продавала свои автомобили, но и пыталась вносить посильный вклад в развитие окружающего мира и общества. 

Например, в 2005 году вместе с московским автодорожным институтом — открыла Центр подготовки технических специалистов, в 2006 — выступила генеральным спонсором фестиваля «Дизайнерская ночь» (проект в области промышленного дизайна), в 2007 году вместе с музеем «Московский дом фотографии» — спонсировала выставки талантливых фотохудожников и оказывала поддержку «Лыжне России» — в 11 регионах своего присутствия, а также участвовала в целом ряде других культурных и образовательных проектов.

И конечно все прошедшие двадцать лет она способствовала развитию автомобильного рынка в России, предлагая ему современный модельный ряд и ответственный перед покупателями автосервис. 

«Тойота Мотор» - 20 лет на рынке России

По данным «АВТОСТАТ», ежегодно в нашей стране только автомобилей «Тойота» (без Lexus) реализовывалось около 100 тысяч экземпляров. И был период (2012 — 2014 годы), когда объем продаж превышал 150 тысяч машин. В 2021 году в России продано почти 95,8 тыс. автомобилей Toyota и 19,4 тыс. Lexus. Только на покупку новых Toyota россияне в прошлом году потратили 293,8 млрд рублей, и это второй по величине показатель емкости рынка среди иномарок в России.  

Март 2022 года был очень сложным для иностранных представителей автобизнеса в нашей стране. Военная операция государства в Украине обострила и без того непростые отношения с целым рядом зарубежных стран. В рамках объявленных России санкций и в связи с нарушением логистических цепочек в поставках автомобилей и запчастей некоторые автомобильные бренды объявили о приостановке своей деятельности в России. С 4 марта приостановил свою работу и петербургский завод Toyota — в связи с задержками поставок комплектующих. Напомним, на предприятии в Санкт-Петербурге до приостановки выпускались кроссовер Toyota RAV4 и бизнес-седан Camry. Были приостановлены и поставки импортируемых моделей. А с 5 апреля правительство Японии решило ввести запрет на экспорт предметов роскоши в Россию, под этот запрет попали и автомобили премиум-класса (в случае с Toyota это Lexus). 

Ситуация, конечно, может измениться. Во всяком случае, завод Toyota в Санкт-Петербурге пока никто не закрывал, хотя его простои, очевидно, приносят владельцам немалые убытки. Вероятно, все ждут, как будут дальше разворачиваться события на «геополитическом фронте». Российским автолюбителям, конечно, хотелось бы, чтобы авторынок сохранял свое разнообразие, тем более у японских автомобилей в нашей стране так много поклонников. Опять же, впереди — электрическая эпоха, время перехода на «зеленые автомобили», процесс уже вряд ли можно остановить. «Тойота» уже сегодня заявляет, что ее модельная линейка электромобилей к 2030 году будет состоять из 30 новых моделей. Хотелось бы этот модельный ряд увидеть не только на фотографиях в интернете.   

Фото: netcarshow.com, Toyota

«Тойота Мотор» - 20 лет на рынке России