Техосмотр с 1 марта: появится штраф, процедура прохождения усложнится

С 1 марта прохождение техосмотра усложнят: машину нужно будет фотографировать два раза вместе с экспертом. Кроме того, на 2 тыс. рублей начнут штрафовать тех, кому карта еще нужна. Часть операторов уже ушла с рынка.

Фото: Autonews.ru

С 1 марта начинают действовать изменения в процедуре прохождения техосмотра. Ужесточения должны усложнить возможность оформления «серых» диагностических карт, которые некоторые недобросовестные пункты оформляют удаленно с помощью фотошопа. А за отсутствие диагностической карты появится новый штраф. Разбираемся, почему пройти техосмотр станет сложнее, кому грозит штраф за отсутствие диагностической карты и почему пунктов техосмотра с 1 марта станет меньше.

Штраф за техосмотр 2 тыс. рублей: кого накажут

С 1 марта 2022 года в КоАП заработают изменения, позволяющие штрафовать водителей на 2 тыс. рублей за непройденный техосмотр. Процедуру прохождения техосмотра перевели на добровольный режим для всех физлиц, однако для некоторых случаев получение диагностической осталось обязательным. Согласно разъяснениям ГИБДД, прохождение техосмотра обязательно в следующих случаях:

  • при перерегистрации транспортного средства в ГИБДД старше четырех лет на нового владельца;
  • если собственник транспортного средства приобрел машину, она не вводилась в эксплуатацию, но машине исполнилось более четырех лет и ее решили впервые зарегистрировать;
  • в любое время при внесении изменений в конструкцию;
  • в случае, если автомобиль используют для предоставления услуг в качестве такси, и в других ситуациях для перевозки пассажиров;
  • при использовании автомобиля в качестве служебного транспорта.

Получается, что во всех случаях, когда техосмотр необходим, а диагностической карты на руках у водителя не окажется, то ему грозит штраф.

До этого момента оштрафовать автомобилиста-частника без диагностической карты фактически было невозможно. Ответственность за отсутствие техосмотра прописана в прекращающей свое действие 1 марта ч.2. ст. 12.1 КоАП «Управление легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем, предназначенным и оборудованным для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированным транспортным средством, предназначенным и оборудованным для перевозок опасных грузов, которые не прошли технический осмотр». Штраф составлял всего 500-800 руб. Такую норму в ГИБДД назвали «узковатой», ведь оштрафовать по ней можно было только таксистов, водителей общественного транспорта или грузовиков.

Фактически и новый штраф в 2 тыс. рублей остается скорее номинальным. Изначально он был разработан для контроля за прохождением обязательного техосмотра. Проверять, если ли данные о техосмотре в базе ЕАИСТО должны были дорожные камеры в автоматическом режиме. После перевода системы на добровольную основу такие планы оказались уже не столь актуальны.

В ГИБДД подтвердили, что дорожные камеры фиксировать отсутствие диагностических карт не будут. Это объяснили техническими проблемами: оказалось не так просто в автоматическом режиме отличать легковой транспорт от грузового, определять год выпуска автомобилей и проверять возможное нахождение в реестре легковых такси. Когда эти проблемы решат, возможно, фиксация все-таки заработает в автоматическом режиме.

Пройти техосмотр нелегальными способами станет сложнее: требования к картам повысят

1 марта вступает в силу приказ Министерства транспорта, который повысит требования к процессу фотофиксации при начале и окончании проведения техосмотра. Согласно изменениям в правилах проведения техосмотра, в самом начале диагностирования нужно сделать не просто фотографию автомобиля с госномером. На ней также должен находиться и проводящий проверку эксперт.

Как указано в документе, в начале проведения технического диагностирования нужно сделать фотографию, на которой должен быть изображен автомобиль в ¾ — то есть должно быть видно переднюю и боковую часть машины. Кроме того, на снимке должен быть виден госномер. Мало того, рядом с машиной должен стоять эксперт: в полный рост, лицом в камеру. В конце проведения техосмотра нужно сделать такой же снимок уже на фоне задней части автомобиля.

Читать также:  В Минпромторге рассказали, какие автомобили закупят для чиновников

Такой прием, по мнению Минтранса, позволит защитить рынок от работы так называемых «фотошоперов». Это диагностические пункты, которые имеют официальную лицензию и доступ в систему ЕАИСТО, что позволяет им выдавать диагностические карты, которые «бьются» в системе. С помощью компьютерной графики такие «серые» пункты техосмотра вклеивают изображения автомобилей на фотографии своих площадок и оформляют карты удаленно.

С 1 марта это допущение исчезнет: cами файлы с фотографиями не должны подвергаться редактированию, в том числе посредством изменения exif-данных. А координаты места нахождения автомобиля должны находиться в радиусе не более 40 метров от координат пункта. Ответственные пункты техосмотра, как выяснил Autonews.ru, уже закупили специальное оборудования — крепления для сотовых телефонов, которые позволяют специалистам делать такие селфи самостоятельно.

Председатель Союза операторов технического осмотра Бурдюгов Максим заявил Autonews.ru, что изменения позволят победить такое явление, как оформление диагностических карт с помощью фотошопа. Ведь, по его словам, такое редактирование фотографии, когда на нее нужно вклеивать не только плашку с госномером, но и эксперта, будет слишком трудозатратно. По его оценкам, отличить фотошоп на таких картах станет проще. «Даже если кто-то продолжит предлагать такую услугу, стоить это будет слишком дорого, проще приехать по-настоящему», – считает Бурдюгов.

А вот руководитель Гильдии операторов технического осмотра транспортных средств при МТПП Игорь Волчек настроен более скептично. Он заявил, что большинство серых операторов постарается до 1 марта оформить максимальное количество диагностических карт с помощью фотошопа. Дело в том, что 1 марта – крайний срок работы для пунктов техосмотра, которые решили не получать лицензию в Российском союзе автостраховщиков (РСА) для работы в новом периоде.

«И получается, что они оформят эти карты и потом просто уйдут с рынка, – рассуждает Волчек. – При этом выданные ими карты по факту действительны: они есть в ЕАИСТО, и просто так их аннулировать у ГИБДД не получится. Надо проводить проверку, расследование, найти доказательства, что карта «серая», и только потом прекращать ее действие. Но это слишком трудозатратно, проверять каждый пункт. Техосмотр нужно делать обязательным, а регулирование цен на него отдать рынку», – сказал эксперт.

С 1 марта количество диагностических пунктов уменьшится

Как напомнили в Союзе операторов техосмотра, с 1 марта истекает возможность для работы тех пунктов техосмотра, которые решили не получать лицензию или не прошли проверку по новым требованиям РСА. Всего, по данным РСА, в России зарегистрировано 4 839 операторов пунктов техосмотра. Из них, как сообщили в союзе операторов, подтверждение соответствия получили 587 пунктов и 694 прошли процедуру первичной аккредитации.

  • Водители ждут взлета цен на диагностику машин из-за реформы техосмотра
  • Новое кросс-купе Lada: первые изображения красивой модели
  • Советские модели, которыми мы гордимся: они получали награды за рубежом