Сорок лет назад, 11 марта 1982 года, на Волжском автомобильном заводе состоялся старт производства серийного автомобиля ВАЗ-2107. Модель продержалась на российских конвейерах целых 30 лет: последний экземпляр был выпущен на «ИжАвто» 17 апреля 2012 года. Но потом еще до начала 2014-го она собиралась в Египте. Кстати, целых 11 лет ВАЗ-2107 собирали на Украине — с 2002 по 2012 год.
Вспоминая о «семёрке», можно говорить о решетке радиатора, похожей на мерседесовскую, о сиденьях с удобными подголовниками, о велюровой отделке дверных карт в салоне, о том, что ВАЗ-2107 был первым отечественным автомобилем с пластмассовым бампером советского производства и о других вещах.
Особенно, в первые годы выпуска, когда еще не стояла задача удешевить производство. В итоге с минимумом изменений в конструкции автомобиля предыдущей версии (ВАЗ-2105), российские инженеры сумели добиться очень многого по части комфорта. Но можно вспомнить и о другом, например, о том, что в 2001 году ВАЗ-2107, после краш-тестов «Авторевю» не смог получить ни одной звезды безопасности по методике EuroNCAP.
Но мы не будем сейчас говорить о конструкционных особенностях машины, которая не выпускается уже целых 10 лет, а вспомним лишь о том, что и сегодня автомобили LADA 2107 составляют довольно внушительную часть российского автопарка. По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», на 1 января 2022 года в стране все еще зарегистрировано 1,6 млн таких автомобилей. Больше всего их бегает по дорогам Краснодарского края (109,1 тыс. шт.), Ростовской области (67,7 тыс. шт.) и в Башкортостане (61,6 тыс. шт.). Но, если выбирать не тройку, а пятерку регионов-лидеров, то на четвертом месте окажутся Московская область (61 тыс. шт.) и Ставропольский край (52,7 тыс. шт.). И даже в столице России, которая, как известно, отдает предпочтение иномаркам, зарегистрировано почти 45 тысяч таких автомобилей.
А заглянув в автомобильные объявления на классифайдах, можно и сегодня легко найти вполне приличные, неубитые экземпляры. То ли машины делались более качественно, то ли ухаживали за ними с особой любовью. То и дело в этих объявлениях встречаешь подробности: «один хозяин в ПТС», «авто досталось от дедушки в подарок, а было в одной семье», «с вопросами «за 90 тысяч отдашь», не обращайтесь, отвечаю: не отдам».
В феврале 2022 года еще можно было встретить объявления о продаже ВАЗ-2107 фактически без пробега, по цене 97 — 200 тысяч рублей. Вероятно, по мере роста цен на авторынке и по мере продолжающегося дефицита машин в салонах, даже у таких возрастных «семёрок» появится больше шансов обрести новых хозяев. Так, осенью 2021 года газетчики удивлялись, что на портале Авто.ру в Ельце был выставлен на продажу идеально сохранившийся темно-зелёный ВАЗ-2107 2010 года выпуска. Владелец, проехав на автомобиле всего 1100 километров, оценил его в 410 000 рублей.
Сегодня можно вспомнить, что солидная доля этих автомобилей раньше шла на экспорт, под названиями LADA Nova, LADA Riva, LADA Signet, LADA 1500. Их увозили на продажу на Кубу и в Германию, в Болгарию, Венгрию, Великобританию, Канаду, Австралию, Францию, Бельгию, Грецию.
Кстати, может быть, поэтому ВАЗ-2107 сумела засветиться не только в отечественных кинофильмах, но и за границей.
Поискав информацию об этом в сетях, вы обязательно наткнетесь не только на отечественный яркий кинодебют ВАЗ-2107 в фильме «Самая обаятельная и привлекательная», когда Ширвиндт красиво подкатывает к главной героине на красной легковушке, но и в клипе с участием певицы Бьорк («Triumph Of А Heart»), и в первой части «Доспехов бога» (1986 год), и в «Миссия невыполнима», где на ВАЗ-2107 выезжают на сделку торговцы оружейным плутонием, и даже в фильме «Человек-паук. Вдали от дома» — там Питер Паркер падает на крышу наших «Жигулей».
Иногда у фанатов возникает вопрос: а могла ли «семёрка» оставаться в производстве, если уж она была такая прославленная? Мир не стоит на месте. В год снятия модели с конвейера (2012-й) производственные мощности необходимо было освобождать для более современных моделей. Денежные и инженерно-людские ресурсы давно были перенаправлены на новый дизайн, новые технологии, новые платформы. В истории модели осталось несколько вариантов предлагаемого фейслифтинга «семёрки», датированных концом 80-х (!) годов. С позиции сегодняшнего дня это смотрится совсем несвежим (на фото ниже). Но ведь столько лет прошло!
Фото: nashi-avto.ru, autoreview.ru и открытые источники Яндекс