Сегодня ровно 8 лет выпуска первого автомобиля Datsun в России

Сегодня, 14 июля 2022 года, исполнилось ровно 8 лет с того дня, как с конвейера тольяттинского АВТОВАЗа сошел первый автомобиль марки Datsun. Если уж быть совсем точными, в первый день таких автомобилей выпустили 20 экземпляров. И был красивый праздник, во время которого журналисты искали сходства и различия между «ладами» и «датсунами», много говорилось о японской ДНК, влияющей на качество продукта, рассказывалось о планах выпускать не менее 100 тысяч таких автомобилей в год. 

На фото — первые эскизы возрожденного* бренда Datsun, предназначенные для Индии (2013 год).

Сегодня ровно 8 лет выпуска первого автомобиля Datsun в России

На фото — первый эскиз возрожденного бренда Datsun, предназначенных для России.

Сегодня ровно 8 лет выпуска первого автомобиля Datsun в России

Отметим, что эти планы даже в лучшие годы на российском рынке за шесть лет выпуска Datsun в нашей стране так и не были достигнуты. Пик продаж автомобилей японской марки в России пришелся на 2015 год, когда их было реализовано 32 тыс. экземпляров. Но 32 тысячи и 100 тысяч — большая разница. 

Datsun российского производства официально экспортировали в Белоруссию, Казахстан и Ливан, а неофициально еще и на Украину, но объем поставок был незначительным. 

Сегодня ровно 8 лет выпуска первого автомобиля Datsun в России

Тем не менее, на начало 2022 года в российском автопарке числилось 140,7 тыс. автомобилей этой марки. Из них on-Do — почти 116,9 тыс. шт, mi-Do — 23,8 тыс. шт.

Почему проект пришлось закрыть? Кто-то говорит, что виновата сама концепция, когда на одном заводе практически из одних и тех же комплектующих выпускаются две почти одинаковые модели, которые потом продаются в одной ценовой нише — это уже никакая не конкуренция, а обычный каннибализм. Другие уверены, что все могло сложиться иначе. Просто задумывался проект в годы, когда рынок был на подъеме, а снимали — уже в годы спада и кризиса. Третьи считают, что для полноценного существования бренда двух моделей, которые даже не обновляются, все-таки маловато, вероятно и обещанная третья модель (кроссовер) ситуацию бы не изменила.

Сегодня ровно 8 лет выпуска первого автомобиля Datsun в России

Однако те, кто был на старте выпуска и видел, как 14 июля на линии выхода Datsun на АВТОВАЗе пририсовывали глазик японской кукле-неваляшке (ее еще называют дарума, она должна принести новому делу удачу), абсолютно уверены, что что-то там с этой куклой «намудрили». В народных традициях, которые соблюдают в Стране Восходящего Солнца, принято, начиная новое дело — в данном случае новое производство — приобретать даруму. Для успеха владелец куклы обычно загадывает желание и рисует зрачок в одном из ее глаз. В течение года куклу хранят на видном месте, а через год, если желание сбылось, дорисовывают ей второй глаз. Если нет – даруму полагается сжечь и завести новую. Но в нашем случае что-то пошло не так. Либо первый год был не слишком показательным (в первый год датсуны выпустили согласно планам), либо куклу кто-то пожалел сжечь — наверняка она и сегодня живет в музее АВТОВАЗа — либо покрасили ее не в тот цвет )обычно японцы красят ее в красный или оранжевый, а на АВТОВАЗе выбрали цвет голубой — ближе к корпоративному вазовскому).  

Читать также:  Stellantis. Первый год позади. Новинки бренда 2021 года, заявки на 2022-ой

Право нарисовать первый зрачок датсуновской даруме предоставили президенту АВТОВАЗа Бу Андерссону. На главном фото как раз запечатлен этот момент. Как бы то ни было, но через 6 лет, в конце 2020 года автомобили было решено снять с производства. причем не только в России. 

Сегодня ровно 8 лет выпуска первого автомобиля Datsun в России

Возрождали Datsun для трех развивающихся рынков — Индия, Индонезия и Россия — и сняли с производства во всех трех. Дольше всех он продержался на конвейерах в Индии. Впрочем, может, мы еще застанем новое возрождение Datsun. Во всяком случае такие идеи зреют… Совсем недавно прошла информация, что маркетологи Nissan прорабатывают варианты иного использования названия Datsun. Например, его могут возродить для линейки бюджетных электрокаров для рынков развивающихся стран. По предварительным планам, первый «зеленый» автомобиль может быть представлен уже в 2024 году.

* Из истории бренда: Из истории: «В 2014 году Datsun исполняется 100 лет. Изначально бренд был основан тремя партнерами. Собственно, потому первый автомобиль в 1914 году и получил название «DAT» — по первым буквам имен своих основателей (Ден, Аояма, Такеучи). Опять же буквы символизировали: «durable» — долговечность, «auractive» — привлекательность, «trustworthy» — доверие. В 1934-ом появился «DAT-son», т.е. сын DAT – небольшой автомобиль с двигателем 495 куб. см. Но «датсон» плохо звучит на японском языке (созвучен со словом «ущерб»), и автомобиль решено было переименовать в «datsun». Бренд был представлен и продавался более чем в 190 странах мира. Пятьдесят лет автомобиль был в продаже, под этой маркой продано более 20 млн. автомобилей. В 1981 году два бренда – Nissan и Datsun слились в один, и компания приняла решение оставить только один бренд. Это было маркетинговое решение. И бренд Datsun положили на полку в музее. Этот бренд до 2014 года никогда не был представлен в России».

Фото: АВТОСТАТ; открытые источники Яндекс