С того дня, как Сузуки из производителя ткацких станков переквалифицировалась на выпуск транспортных средств (сначала в мото и вело-производителя, а позже перешла на выпуск автомобилей), прошло более ста лет: 15 марта 2020 года бренд широко отметил свое столетие. Сегодня, в очередной день рождения компании, есть повод вспомнить несколько интересных цифр и фактов, связанных с нею. А также о том, что именно в марте 24 года назад марка Suzuki официально пришла со своими продуктами в Россию.
Давным-давно, еще в прошлом веке
15 марта 1920 года японская компания по производству ткацких станков с ножным приводом (конструкцию с приводом еще в 1909 году придумал 22-летний плотник Мичио Сузуки и подарил своей матери, чтобы облегчить ее нелегкий труд, а потом на его изобретение вдруг посыпались заказы и пришлось создать производство) расширилась и получила название Suzuki Loom Manufacturing Co.
Помимо ткацких станков, здесь стали выпускать и другие продукты, востребованные рынком. В 1930-х годах, когда в Японии резко поднялся спрос на автомобили, сотрудники начали свой первый проект по созданию малолитражных автомобилей. К 30-ым годам можно отнести и первые экспортные сделки компании.
В 2000-ные — Suzuki уже занимает 12-е место в мире среди автопроизводителей с годовым объемом продаж около 1,8 миллиона автомобилей.
Кстати, покопавшись в истории бренда, можно найти немало интересной информации. например, о том, что фирменные цвета бренда Suzuki — красный и синий – весьма символичны. Красный означает, что бренд родом из Японии, а синий — олицетворяет воды, омывающие провинцию Сидзуока. Уже с 1920 года использовалось буквенное написание бренда — S. Оно, конечно, было связано с фамилией основателя. Но сама форма изображения призвана напомнить об изгибах крыш у священных японских храмов и о том, как выглядит острие японского меча.
В Россию бренд успел зайти еще в XX веке. С 1998 года автомобили Suzuki стали официально поставляться и продаваться у нас в России. В числе первых моделей был тогда рамный внедорожник Grand Vitara. Очевидно, что продажи шли совсем неплохо, потому что, спустя двадцать с лишним лет, по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», на 1 января 2022 года в российском автопарке числилось почти 151 тысяча таких автомобилей.
А всего на учете в российской ГИБДД состоят около440 тысяч легковых автомобилей этой японской марки. Grand Vitara встречается чаще других. На втором месте по величине парка — Suzuki SX 4 (98 тыс. шт.), на третьем — Escudo (40,3 тыс. шт.). Что касается разнообразия — то за годы присутствия бренда в стране россияне сумели познакомиться с двумя десятками разных моделей. Самые редкие из них — Suxuki XL-7 (таких в нашей стране не более 50 штук), Suzuki Spacia (250 шт.), Suzuki Every (320 шт.).
Трудная дорога в российских дюнах
В 2003 году к Grand Vitara добавилась 7-местная версия Grand Vitara XL-7, в 2006 году — компактный хэтчбек SX4. В 2009 году мы познакомились с Splash, в 2011 году — с Suzuki Swift (четвертого поколения). Были и другие премьеры, какие-то — более успешные, какие-то — менее. Складывается ощущение, что бренд все это время изучал вкусы и предпочтения наших автовладельцев. Несмотря на все возникающие сложности и проходя вместе с клиентами через всевозможные кризисы.
До 2015 года продажи японского бренда в нашей стране были достаточно успешными: в год дилерским центрам удавалось реализовывать более 20 тысяч автомобилей в год. И это при условиях жесткой конкуренции в сегменте бюджетных автомобилей и не имея собственной производственной площадки в России. Был период, когда японцы задумывались о возможности начать сборку на территории страны и даже рассматривали предложения по земельному участку для производства, но, очевидно, упустили удачный момент. А соответственно стали проигрывать в ценовой войне с потенциальными соперниками, которые наладили и локализовали сборку здесь.
Самыми успешными годами для марки Suzuki в нашей стране можно назвать 2008 год, когда россияне приобрели более 37,3 тыс. таких автомобилей, и 2011 год (34,4 тыс. шт.). А самыми слабыми в этом отношении стали 2016-2017 годы, когда объем продаж не достигал и 5 тысяч единиц. Тем не менее, упорные японцы с российского рынка не уходили, а продолжали кропотливым трудом и работой над обновлением своего модельного ряда бороться за российского клиента. Постепенно им удалось переломить ситуацию в свою сторону: на протяжении последних четырех лет показатели продаж Suzuki в нашей стране постепенно росли. В 2021 году было реализовано 9159 автомобилей, а на 2022 год в планах стояло достичь 14 тысяч. Об этом заявил генеральный директор «Сузуки Мотор Рус» г-н Такахаси Юта, вдохновленный успехами прошлого года.
На январь 2022 года дилеры Suzuki на российском рынке предлагали три модели — Jimny, SX4 и Vitara.
К лету японский производитель собирался привезти в Россию новый кроссовер S-Cross, который должен был заменить в модельном ряду SX4 предыдущего поколения.
Об ожидаемой премьере S-cross можно прочитать в календаре новинок.
Планирует ли Suzuki остаться в России?
Что происходит сегодня, в марте 2022 года? С началом военной операции России в Украине завод Magyar Suzuki в Венгрии приостановил отгрузки автомобилей Vitara на российский рынок в связи с тем, что морские контейнерные перевозки в нашу страну сейчас невозможны. Что касается поставок других моделей — в пресс-службе «Сузуки Мотор Рус» говорят о том, что производство продолжает испытывать проблемы с нехваткой полупроводников, но компания делает все, чтобы логистическая и производственная цепочки работали на обеспечение автомобилями и запчастями российских покупателей в новых реалиях. На текущий момент склад дилеров позволяет удовлетворить клиентский спрос на автомобили Suzuki на ближайшие 2 – 3 месяца. Сервисные услуги осуществляются в полном объеме, а что касается цен, то они будут ориентироваться на ситуацию на валютном рынке и на действия конкурентов.
Останется ли Suzuki в России в нынешних сложных геополитических условиях? С одной стороны — ему это сделать легче других, у бренда здесь нет больших инвестиционных вложений, так как нет собственного сборочного производства, как, например, у BMW или Nissan. Но с другой стороны — слабо верится, что японский производитель, который не оставил российский рынок в трудные для себя годы, сделает это сегодня — когда открываются возможности для перераспределения долей участия на этом рынке.
Фото: Suzuki