Сегодня официальный день рождения «Чайки» — автомобиля, который в нашей стране не собирают уже почти сорок лет, но многие по-прежнему считают самым красивым представителем советского (российского) автопрома. Старт производства модели на Горьковском автозаводе состоялся 16 января 1959 года. Но еще за год до этого, в январе 1958 года двухцветный экспериментальный образец, имеющий бирюзово-молочную окраску, был показан на выставке Expo в Брюсселе. И вместе с двумя другими продуктами ГАЗа был удостоен Диплома Гран-При.
По сообщениям СМИ, в те дни выставку посетило около 30 млн человек. Потом новинку из России показали в Брно, Будапеште, Женеве, Нью-Йорке, Лейпциге, Мехико. Это общеизвестные факты, также, как и технические характеристики первых «чаек». О двигателях, коробках передач и прочей «начинке» машины мы сегодня вспоминать не будем — об этом написано много публикаций. Есть данные архивов Горьковского автозавода, в которых рассказано, что передачи в «Чайке» переключались не рычагом, а кнопками, что уже первые автомобили укомплектовывались электростеклоподъемниками, амортизаторы были телескопическими, тормозные цилиндры — саморегулирующимися и многое другое.
Но поскольку мы сегодня вспомнили, что это был «самый красивый автомобиль» нашей страны в 60-80-ые годы, ограничимся его внешними характеристиками. История донесла до нашего времени легенду, что изначально для автомобиля было выбрано два названия – «Чайка» и «Стрела», но победило первое. В нем увидели глубокий смысл. Во-первых, красиво, когда чайка летит над Волгой. Автомобиль «Волга» у ГАЗа уже был (в 1956 году завод начал выпускать ГАЗ-21, логично было бы запустить «Чайку», которая по своему классу должна была летать «над Волгой», то есть, превосходить ее во всем.
Мы решили посмотреть, сколько «чаек» дожили до наших дней. И с удивлением обнаружили, что это не так просто сделать. Да, по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», на середину 2021 года на учете в российском автопарке стояло чуть более 20 автомобилей ГАЗ-13 и ГАЗ-14 (обновленная версия «Чайки», которая выпускалась с 1977 по 1988 год). Но на самом деле их все-таки дошло «живыми» до сегодняшнего дня немного больше. Просто потому, что с учетом этих автомобилей с самого начала было все непросто. ГАЗ-13 собирался вручную, примерно по 150 машин в год, ГАЗ-14 -примерно по 100 автомобилей. В советской России их не продавали — ими награждали известных россиян и зарубежных глав Правительств, их отдавали в пользование министерствам и ведомствам, передавали в «Интурист».
Но не продавали. У «Чайки» не было розничной цены, как у других автомобилей. В 70-ые годы их разрешили отдавать в прокат, и стало возможно для обычных людей с ветерком катать на них до ЗАГСа жениха и невесту — правда, за солидные деньги.
В начале шестидесятых в дополнение к базовому седану был разработан и вариант с кузовом «кабриолет» (у них появился складной верх)
Появился также кузов лимузин, у него в салоне была предусмотрена перегородка.
Переделывать седаны в универсал приноровились в Риге на заводе РАФ. Универсалы часто использовались для санитарных служб при обслуживании все тех же номенклатурных работников высшего ранга.
Со временем появилась и киноператорская переделка…
Обивка салона тоже была представительской — иногда ее делали алой, иногда обшивали сукном парадных офицерских шинелей серого цвета. В конце 70-ых диваны и обивочные панели дверей стали обтягивать велюром горчичного или зелёного цвета. Ходят слухи, что, когда на автомобиле по Москве возили Пьера Кардена, он остался от машины в восторге, но для салона все-таки прислал образцы своих тканей…
Вообще, про «Чайку» ходило немало легенд — потому что и людей они возили легендарных. В разное время Чайки были подарены Фиделю Кастро, Георгию Жукову, Михаилу Шолохову, Галине Улановой. Машину просто закрепляли за человеком, а числилась и обслуживалась она где-то еще.
С развалом Союза часть таких машин так и осталась в частных коллекциях, и даже сегодня некоторые из них продаются без VIN-номеров. Да-да, сегодня они еще продаются. Заглянув на площадку «Авито», нам удалось обнаружить с десяток таких объявлений, стоимостью от 3,5 млн рублей до 20 млн рублей. Некоторые владельцы и сегодня указывают в истории: «принадлежал Министерству обороны», «принадлежал Академии Наук СССР». Выставлен на интернет-площадку и автомобиль абсолютно белого цвета, что сразу вызывает у знатоков вопрос, окрашен ли кузов заново или продается тот самый экземпляр, который когда-то Правительство СССР дарило Валентине Терешковой.
Известно, что завод окрашивал «Чайки» преимущественно в черный цвет или делал их двухцветными. Из эксклюзивных цветов – был еще и красный. На такой, говорят, возили начальника Главного управления пожарной охраны г. Москвы.
Удивительно, но даже спустя столько лет после прекращения их выпуска, в некоторых гаражах можно найти машины, которые прошли всего 1-2 тысячи километров. Будет жалко, если Минпромторг воплотит в жизнь свою недавнюю идею — отправить в нашей стране в утиль все возрастные автомобили. Тогда мы с вами больше не увидим на ретро-парадах такие редкие экземпляры «чаек», они останутся только в частных коллекциях. Машины сняли с производства по личному приказу Горбачева. Говорят, «Чайка» стала жертвой взятого страной курса на демократизацию и борьбу с привилегиями. Причем боролись так активно, что даже уничтожили всю техническую документацию. Но может, это тоже только очередная легенда?
Фото: Авито, За рулем, Fishki.net, osssr.ru