Сегодня 55 лет Daewoo – бренду, который перестал быть автомобильным

Сегодня исполняется 55 лет со дня основания бренда Daewoo. И хотя сейчас автомобили этой корейской марки можно приобрести лишь на вторичном рынке, основательно подержанные, в России ее помнят многие. А некоторые — знакомы достаточно близко, потому что кто-то успел поработать на ростовском заводе «Красный Аксай» и на ТагАзе, где их собирали, а кто-то до сих пор содержит в личном гараже такой автомобиль. По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», на 1 января 2022 года по дорогам нашей страны еще колесили почти 726 тысяч легковых машин бренда. 

Авторынок – это достаточно гибкая структура. Она быстро реагирует на изменения окружающей среды, на новые обстоятельства в политике, экономике страны. Иногда появление и уход той или иной марки зависит от желаний и поступков одного единственного человека. Так произошло и с Daewoo. Начнем с того, что тридцать лет назад в России многие и не мечтали, что смогут вообще владеть иномаркой. Но двадцать лет назад первые места в продажах иномарок на российском рынке занимали именно автомобили Daewoo, оставив далеко позади Шкоды, Фольксвагены, Тойоты. По данным «Авторевю», в 2001 году у нас в стране было продано 10 тыс. Daewoo, 8,4 тыс. Skoda, 7,3 тыс. Volkswagen, 6,7 тыс. Ford, 5,9 тыс. Mitsubishi, 5,6 тыс. Toyota. В 2002 году автомобили Daewoo продолжали оставаться в лидерах. 

Однако сегодня на официальном сайте бренда в России автомобили уже не предлагаются, в перечне товаров — снегоуборщики, газонокосилки, автомойки, насосы, аккумуляторы. А ведь когда-то Daewoo — была целая империя, задуманная человеком с большой фантазией.

Сегодня 55 лет Daewoo – бренду, который перестал быть автомобильным

Слово «daewoo» переводится с корейского как «великая вселенная». Начиналась эта вселенная 22 марта 1967 года, в истоках ее родословной лежат ткацкие фабрики – целая сеть. Но как-то очень быстро дело разрослось сразу в несколько направлений — производство электроники, бытовой техники, автомобилей, оружия. В группу Daewoo в период ее расцвета входило около 20 подразделений, и до распада она была вторым по величине конгломератом в Корее после Hyundai, крупнее LG и Samsung.

Приход марки в Россию был связан с волей и мечтами руководителя концерна Daewoo. В середине 90-ых Ким Уджун активно занимался тем, что открывал заводы на слаборазвитых, но перспективных рынках. В России переговоры с Daewoo (1995 год) завершились тем, что автомобили бренда стали собирать на заводе «Красный Аксай» в Ростове-на-Дону. Готовые автомобили из Узбекистана (там уже работал автозавод «УзДэу авто») разбирались и завозились на территорию РФ как машинокомплекты, после чего собирались снова. Такая отверточная схема в те годы для нашей страны использовалась целым рядом иностранных брендов. В числе первых на сборку встали Daewoo Nexia. 

Читать также:  Уже 4 года Tesla Roadster вращается в космосе

Сегодня 55 лет Daewoo – бренду, который перестал быть автомобильным

В 1998 году в Таганроге открылся еще один завод (для этого реконструировали бывший комбайновый), где тоже стали собирать автомобили бренда. Старт конвейера на этом предприятии был очень запоминающимся — в день 300-летия основания Петром Первым города Таганрога была выпущена первая партия автомобилей «Ассоль» (Daewoo Lanos). Позже, одна за другой, здесь стали собирать и другие модели бренда, им тоже дали новые имена — автомобиль гольф-класса «Орион» (Daewoo Nubira), представитель бизнес-класса «Кондор» (Daewoo Leganza). 

Большой популярностью у женской части населения России одно время пользовался Daewoo Matiz (его в нашу страну привозили из Узбекистана) — компактная, маневренная, свежая (модель презентовали на женевском автосалоне в 1998 году). Отметим, что в истории бренда в России были периоды, когда за год продавалось около 85 тысяч автомобилей Daewoo.

Российские автовладельцы сумели познакомиться с двумя десятками разных моделей бренда. Сегодня чаще всего на наших дорогах можно встретить Nexia (их в российском парке более 419 тыс. шт.) и Matiz (249 тыс. шт.), немного реже — Centra (24 тыс. шт.) и Espero (16 тыс. шт.). А еще были — Tico, Winstorm, Damas, Magnus, Prince, Tacuma. Самые редкие Daewoo, насчитывающие в парке менее 50 экземпляров на всю страну — Musso, Korando, Evanda. 

Сегодня 55 лет Daewoo – бренду, который перестал быть автомобильным

Сегодня 55 лет Daewoo – бренду, который перестал быть автомобильным

Сегодня 55 лет Daewoo – бренду, который перестал быть автомобильным

История Daewoo будет неполной, если не вспомнить, почему новинки с таким названием больше не появляются ни в России, ни в какой-либо другой стране мира. В 1999 году концерн обанкротился, его президент обвинен в мошенничестве и сбежал за границу, а спустя 5 лет арестован и осужден. Отдельные подразделения, в том числе и автомобильное, продолжали работать как обособленные предприятия, некоторые вошли в состав концерна General Motors. В начале 2011 года было объявлено, что из-за крайне неоднозначной репутации, связанной с громкими финансовыми скандалами и махинациями, GM отказывается от использования названия Daewoo. Так завершилась история бренда.

В Узбекистане «УзДэу», который позже выкупил долю корейцев у GM, был переименован в Ravon. Та же Daewoo Nexia стала называться Ravon Nexia. А что касается российского завода ТагАз, в 2008 году предприятие попало в кризисную ситуацию (к слову, Daewoo на тот момент на предприятии уже не собирались), из которой не смогло выбраться. Спустя несколько лет завод был объявлен банкротом. 

Фото: avto-russia