Российский авторынок: семь лет без SEAT

В январе 2015 года компания SEAT официально прекратила поставки своих моделей в Россию. Продержавшись на нашем рынке почти два десятка лет (с 1996 года), бренд свернул торговлю машинами. Официальная версия — «в связи с непростой экономической ситуацией». На авторынке свирепствовал очередной кризис, продажи упали, добавим сюда колебания курсов валют и довольно жесткую конкуренцию в сегменте бюджетных небольших автомобилей. Выстоять в борьбе с теми иномарками, которые открыли производства на территории России, было почти нереально. Последние «сеаты» были проданы с огромными скидками. С тех пор прошло семь лет. Бренд развивался сам по себе, российский рынок шел своим путем. 

Модели SEAT, которые могли к нам приехать

Интересно, а какие модели могли приехать в нашу страну, если бы SEAT не ушел в январе 2015 года? Давайте посмотрим вместе.

Российский авторынок: семь лет без SEAT

Уже в 2016 году в Испании бренд красиво отметил дебют своего первого внедорожника — SEAT Ateca.

Российский авторынок: семь лет без SEAT

В 2017 году — пришло время пятого поколения SEAT Ibiza.

Ibiza — самый популярный испанский легковой автомобиль. К выходу пятого поколения, за 33 года на рынке, Ibiza в первых четырёх поколениях набрала 5,4 млн покупателей. Этот автомобиль позволил SEAT стать глобальным: 80% собранных экземпляров модели уходило на экспорт более чем в 75 стран. Но в Россию в это время их уже официально не ввозили. 

Российский авторынок: семь лет без SEAT

В этом же 2017 году на той же платформе, что и пятое поколение Ibiza, испанцы собрали субкомпактный кроссовер SEAT Arona.

Российский авторынок: семь лет без SEAT

В 2018 SEAT отпочковал от себя эксклюзивный бренд CUPRA (у которого тоже появился свой модельный ряд) и запустил на рынок большой внедорожник SEAT Tarraco.

Российский авторынок: семь лет без SEAT

В 2019-ом у марки появился первый электрокар — SEAT el-Born.

Российский авторынок: семь лет без SEAT

В январе 2020 года испанцы рассекретили свой SEAT Leon нового, четвертого поколения. Интересно то, что в 2022 году обновленный Leon можно будет приобретать не только с турбированными двигателями, но и в метановой версии, и в версиях мягкого и полноценного гибрида. Но, напомним, не в нашей стране.   

А что в России?

Какое-то время после ухода марки из России сеатоводы еще вели свои сообщества в соцсетях и даже иногда собирались клубами на совместные выезды. Но это движение, судя по всему, скоро затихло. На страничке Вконтакте последняя запись клуба датирована ноябрем 2019 года, примерно такая же картина и в сообществе в Facebook.

Российский авторынок: семь лет без SEAT

За прошедшие 7 лет SEAT для многих российских регионов превратился в «экзотику», автомобили марки где-то встречаются всего по 1 (!) на целую область (Амурская область, Бурятия, Магадан). Самые внушительные парки «сеатов» остались, конечно, же в столицах: примерно 30% таких автомобилей сегодня осели в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. 

По данным агентства «АВТОСТАТ», в российском автопарке на середину лета 2021 года было зарегистрировано около 18,6 тыс. автомобилей испанского бренда. Почти треть сеатовского парка занята моделями Leon (6,5 тыс. шт.). На втором по популярности месте — SEAT Ibiza (3,8 тыс. шт.), на третьем — SEAT Toledo (2,7 тыс. шт.). Более 1000 единиц насчитывают в нашем автопарке такие модели бренда, как Cordoba, Altea Freetrack, Alhambra. Гораздо реже можно встретить на дорогах Altea, Arosa, Inca, Marbella, Rondo. А всего — около двух десятков разновидностей. Сегодня парк SEAT практически не обновляется. Разве можно считать обновлением 1 — 2 новых автомобиля в год, импортированных в страну фанатами бренда? Логично предположить, что сеатовский парк в России стареет и уменьшается.  

Читать также:  Самый популярный «китаец» в РФ: сколько денег надо потратить на его содержание?

Развитие продолжается — с нами или без нас

Тем не менее, какие-то энтузиасты по-прежнему ведут официальный сайт на русском языке seat-avto.ru и регулярно выкладывают новости бренда. Или с гордостью вспоминают, что именно на «сеатах» когда-то ездили звезды в киносериалах «Бумажный дом» и «Расскажи мне». А вы помните, что в комедии «Удары молний» (2012 год) главные герои рассекали на SEAT Ibiza? А почти всю драму «Смерть Микеля» (1984 год) герой мучился в поисках смысла жизни, сидя за рулем SEAT Ronda? Я — нет. Однако сайт по-прежнему интересен тем, кто любит автомобили и увлекается автодизайном и развитием инженерной мысли. 

Судя по новостной колонке, испанский автопром так же, как и весь мир, заботят сегодня вопросы сохранения окружающей среды. Поэтому в модельном ряду SEAT активно продвигаются электромобили и гибриды.

Российский авторынок: семь лет без SEAT

Испанцы, как и весь остальной автомир, работают над системами помощи водителю. Уровень автоматизации, достигнутый конструкторами марки SEAT, можно видеть по характеристикам их прототипа DIANA. Он уже имеет третий уровень автономности по шкале модифицированных систем помощи водителю Advanced Driving Assistance Systems (ADAS). 

Это означает, что машина уже способна ездить без водителя, но пока человек должен находиться за рулем и быть начеку, чтобы в экстренной ситуации уйти от опасной ситуации. DIANA создали для тестирования технологий автоматического вождения и новых модифицированных систем помощи водителю. Для этого базовый SEAT Leon оснастили 5 датчиками LIDAR, 5 радарами, 6 камерами, 12 ультразвуковыми датчиками и 8 бортовыми компьютерами, контролирующими систему и обеспечивающими полную видимость на 360 градусов вокруг. В ходе тестов разработчикам удалось добиться, чтобы на небольшой скорости DIANA могла выполнять несколько функций. Ее уже «научили» совершать некоторые маневры на дороге, она может выбрать место для парковки и припарковаться без участия водителя. С помощью мобильного приложения автомобиль можно вызвать с парковки, чтобы он забрал вас с места, где вы находитесь. Так что, развитие продолжается — с нами или без нас.

Фото: SEAT