Именно в конце декабря 2011 года на территории России началась серийная сборка французских Renault Duster — кроссоверов, которые сегодня входят в тройку самых популярных моделей SUV в нашей стране. Не дожидаясь, пока они попадут к дилерам, на «Автофрамосе» (так раньше назывался московский завод «Рено Россия») на них стали принимать заказы. До дилерских центров машины «доехали» уже в начале 2012-го.
С появлением «Дастера» на «Автофрамосе» у Renault в России сложился полный ряд недорогих массовых моделей: до этого на производстве уже были седан Logan и хэтчбек Sandero, не хватало только внедорожника. Отметим, что кроссоверы в 2011 году еще не были такими распространенными в России, как сейчас. Это сегодня их доля перевалила за 50%, то есть, каждый второй автомобиль, продаваемый на рынке. В 2011 году, по данным агентства «АВТОСТАТ», эта доля была скромнее, всего лишь каждый четвертый (26,7%). В 2012 году — уже 31,5%, в 2013 году — 36,4%, в 2014 году — 39,8% и продолжала расти. Свой вклад в этот рост внесли и французы. Не удивительно, ведь на старте плановая мощность производства «Дастеров» составляла 80 тысяч автомобилей в год. Справедливости ради скажем, что наш рынок лишь дважды был близок к этой цифре — в 2013 году он «проглотил» 81 тысячу «Дастеров», в 2014-ом — был близок к этому объему (78 тысяч. шт.). В среднем же продажи таких кроссоверов были почти всегда в районе 40 тысяч экземпляров в год.
Duster имел ту же платформу B0, что Logan и Sandero, поэтому на производстве легче решались вопросы, связанные с автокомпонентами, многие из которых уже были локализованы в России. Если бы не это – цена кроссовера была бы совсем недемократичная. А так – ничего не мешало французу стремительно выбраться в лидеры. Его потенциал как внедорожника был солидный: клиренс – 21 сантиметр, хорошая геометрическая проходимость (параметры формата въезда — 30 градусов, угла переката — 23, угла съезда — 36). С 2013 по 2016 годы, четыре года подряд, Duster в России оставался самым продаваемым автомобилем в сегменте SUV. Так было, пока «француза» с этого пьедестала не сместила корейская Hyundai Сreta. Она пришла на рынок в 2016 году и уже на следующий год своими продажами показала, кто здесь главнее и немного интереснее россиянам.
Сегодня на московском заводе Рено Россия выпускается уже второе поколение Duster, построенное на другой платформе. Конкуренция в сегменте кроссоверов жесткая как никогда. Второе поколение только пришло (в марте 2021 года), а производитель уже поговаривает, что в 2024-ом может снова произвести для этого кроссовера полный апгрейд. Новые реалии жизни требуют более сложной и умной начинки, экология подгоняет высвобождать место для электрических батарей и новых гибридных двигателей, а пассажиры хотят все больше комфорта — в общем, отставать в этой битве от конкурентов нельзя, если хочешь удержаться в седле.
Но чтобы оценить, как быстро бежит время, давайте вспомним, каким Duster был 10 лет назад, когда его только поставили на производство в Москве. К концу 2011 года модель уже выпускалась на заводах Бразилии, Колумбии, Индии, Румынии и, конечно, Франции. В России компания Renault вложила в производство «Дастера» 100 млн евро в 2011-2012 гг. Помня о наших суровых морозах, российскому автомобилю дали более мощный генератор и батарею повышенной емкости, бачок стеклоомывателя сделали на 5 литров, все заливаемые в автомобиль жидкости — более морозостойкие. В линейку двигателей добавили двухлитровый атмосферник. По сравнению с зарубежными собратьями у нас этот кроссовер получил более широкую зону очистки лобового стекла, улучшенный обогрев салона, другую калибровку двигателя. Добавили защиту картера, а в дизельных версиях убрали фильтр. Российский салон сделали побогаче, чем у румынских и французских однокашников: другая обивка, добавили хромированные элементы в отделке передней панели, поставили новую приборную доску. Кстати, приборную панель, оптику, бамперы, зеркала, бензобак, замки, стекла, сиденья и многое другое для Дастера стали выпускать на территории нашей страны.
Вообще, согласитесь, интересно читать, что 10 лет назад указывали в комплектации автомобиля, в его дополнительных преимуществах и сейчас. Раньше фигурировали такие достижения, как кожаный руль, частично окрашенный бампер, задний парктроник, «хром-пакет», легкосплавные диски, коробка-автомат, подрулевой джойстик управления, система обогрева сидений. Прошло всего 10 лет, но в ходу у рекламщиков, рассказывающих сегодня об автомобилях, уже другие параметры: помимо разнообразия силовых агрегатов, в первую очередь говорят об умных опциях, системах помощи водителю, системах, дающих пассажирам улучшенный комфорт. Тут уже одним USB и «блютузом» не обойдешься.
В 2021 году Renault Duster все еще входит в тройку самых популярных моделей SUV в нашей стране. Любопытно, как за 10 лет изменились цены на кроссовер. В момент старта производства в России минимальная цена Duster составляла 449 000 рублей, сегодня представителя второго поколения модели можно приобрести по цене от 1 млн 037 тыс. рублей. Интересно, какой будет цена третьего поколения? Будет ли новый Duster иметь электрические версии или останется в бензиново-дизельных вариантах? А может, для России предложат метановые или водородные? Ждать уже недолго- всего пару-тройку лет.
Фото: официальный сайт Renault