О самом важном за прошедшую неделю. Выпуск 9

Из-за перенесенных выходных мы решили взять в свежий обзор событий недели немного больше дней, чем обычно. Тем более что все эти события можно условно разделить на три главных блока. Первый, самый большой – ответ автобизнеса на санкции, связанные с военной операцией в Украине и адаптация к этим санкциям отечественных и иностранных компаний. Второй — цены на автомобили, связанные с волатильностью курса валют и делающие для россиян даже массовые бюджетные автомобили предметом роскоши. Третий — несколько новостей, что называется, до кучи, которые совсем не связаны с украинскими событиями и к которым мы были готовы еще в конце 2021 года — вроде долгожданного решения Минпромторга по «налогу на роскошь» или новой процедуры медосмотров для водителей.

Ответ на санкции — держим паузу, насколько это возможно 

Начнем, наверное, с самого объемного блока. С 1 по 5 марта целый ряд автопроизводителей и дистрибьюторов в России (не все!) объявили о том, что больше не смогут производить или поставлять автомобили в нашу страну. В отличие от политиков, большой автобизнес не стал пользоваться жесткими формулировками в своих заявлениях. Многие зарубежные компании дали понять, что не уходят совсем, а будут следить за дальнейшим развитием ситуации. В ряде пресс-релизов, которые были разосланы в СМИ, говорилось о «временной приостановке» своей деятельности в России. На фоне фейковых новостей, которыми сегодня просто кишит Всемирная сеть, простому потребителю не так уже легко отслеживать, где правда, где ложь. Поэтому мы решили, что лучше кого-то «забыть» в общем списке, чем выдать в эфир непроверенный факт. Ну, а чтобы вам легче было самим сделать правильные выводы, постарались сохранить некоторые формулировки полученных релизов.  

Так, например, американский автоконцерн General Motors по состоянию на 1 марта 2022 принял решение «приостановить» экспорт автомобилей в Россию и новые оптовые продажи дилерам «до дальнейшего уведомления». Аналогично поступили в компании Jaguar Land Rover. «Но мы продолжаем мониторить ситуацию и делать все, что в интересах наших клиентов», – заявили агентству «АВТОСТАТ» в пресс-службе Jaguar Land Rover.

О самом важном за прошедшую неделю. Выпуск 9

Петербургский завод Hyundai с 1 марта «временно приостановил» производство из-за продолжающихся глобальных перебоев в поставках автокомпонентов. Сначала предприятие планировало остановить завод всего на 5 дней и возобновить производство 9 марта. Но 9 марта было принято решение продлить отпуск своих сотрудников до 18 марта. По мнению экспертов, Hyundai, Kia и Genesis с большой долей вероятности захотят и смогут остаться в России, даже если американские и европейские автобренды этого сделать не смогут. У Южной Кореи есть шанс получить послабление в поставках автомобилей и запчастей в Россию и вполне вероятно, что они этот шанс используют, тем более что при этом могут значительно увеличить свою долю на авторынке за счет тех, кто все равно решит уходить. 

2 марта компания Geely «временно приостановила» поставки новых автомобилей российским дилерским центрам «для оценки экономической ситуации, а также в связи возникшими трудностями в сфере логистики». Об этом сообщили в пресс-службе «Джили Моторс», добавив, что информация об изменении цен и возобновлении поставок дилерам «ожидается в течение недели».   

Завод «Соллерс Форд» в Елабуге с 3 марта ушел в простой в связи с решением Ford Motor Company о временной приостановке деятельности совместного предприятия. 

К 3 марта стало известно, что Mercedes-Benz приостановил экспорт легковых и малотоннажных автомобилей в Россию, а также локальное производство «до дальнейшего уведомления». Напомним, на заводе Mercedes-Benz в подмосковном индустриальном парке «Есипово» выпускаются седаны Е-Класса, а также внедорожники GLE, GLC и GLS. 

Компания Honda временно «приостанавливает поставки» своей продукции в Россию в связи с тем, что происходящие события осложнили макроэкономические условия.

О самом важном за прошедшую неделю. Выпуск 9

Заметим, что, вышеперечисленные автопроизводители высказались о приостановке деятельности очень осторожно. Они проявили эту осторожность еще до того, как правительство РФ объявило иностранным компаниям, как немерено поступать с теми, кто уйдет. Полное закрытие и увольнение сотрудников будет считаться умышленным банкротством. На данный момент известно, что Mitsubishi, Subaru, Hyundai, Kia, Geely, Chery и Haval планируют продолжить работу в России в прежнем режиме. Немецкие, британские и американские автопроизводители пока приостановили отгрузку машин и запасных частей в Россию до особого распоряжения. 

«АВТОВАЗ» продолжает работать с перебоями. Собственно, это никого не удивляет. Автогигант начал год с периодических остановок конвейера, связанных с непоступлением должного количества комплектующих — как на французские модели Renault, так и на отечественные LADA. И с началом украинской спецоперации ситуация с поставками, конечно, улучшиться не могла. 

Что касается Nissan, на 2 марта было известно, что завод в Петербурге продолжал работать, выпуская кроссоверы Nissan Qashqai, X-Trail и Murano, но поставки машин из-за границы японский бренд пока прекратил. В феврале в нашу страну только-только начинались поставки Nissan Pathfinder нового поколения, и были предзаказы, сейчас их прекращены. А про завод – известно, что он может встать из-за недопоставок комплектующих. 

Аналогичная ситуация сложилась и у другого японского производителя Mazda. На 3 марта завод Mazda на Дальнем Востоке еще работал, запасы комплектующих еще были, но поставки вынужден был ограничить.

Читать также:  Opel Crossland прибавил в цене от 60 000 до 170 000 рублей

Петербургский завод Toyota с 4 марта свою работу вынужден был остановить. Напомним, на предприятии выпускаются кроссовер Toyota RAV4 и бизнес-седан Camry. Импортируемые модели пока привозить перестали — «в связи с нарушением логистических цепочек поставок».

О самом важном за прошедшую неделю. Выпуск 9

Нетипичная ситуация сложилась у компании Suzuki – пресс-релиз сообщил, что она «временно приостановила поставки автомобилей в Россию в связи с нехваткой полупроводников для обеспечения производства техники Suzuki, а также из-за проблем с логистикой», но на текущий момент склад дилеров позволяет удовлетворить клиентский спрос на ближайшие 2 – 3 месяца, а склад запчастей способен обеспечить сервисное обслуживание клиентов.  

В ОЭЗ «Алабуга» на прошлой неделе еще продолжалось производство автомобилей Aurus — в необходимом объеме», а вот сборка Ford Transit в той же Елабуге с 3 марта остановлена «на неопределенный срок».  

В Калуге и Нижнем Новгороде 4 марта «временно» остановилась сборка автомобилей компании Volkswagen Group Rus. Автоконцерн Stellantis на прошлой неделе планировал работать, пока есть комплектующие. Напомним, что завод «ПСМА Рус» выпускает легковые седаны С-класса Peugeot 408 и Citroen С4 Седан, кроссоверы Mitsubishi Outlander и Pajero Sport, а также грузовые фургоны, микроавтобусы и  компактвэны под брендами Peugeot, Citroen и Opel.

Представители китайского бренда Chery сообщили, что не планируют переносить ранее заявленные сроки продаж своей новинки на российском рынке EXEED LX – она поступит в продажу в марте. Заметим, что китайские бренды, как и корейские, в образовавшейся паузе на российском рынке имеют все шансы укрепить свое присутствие в нашей стране и, вероятно, продолжат наращивать свою долю.  

О ситуации в BMW в России мы недавно писали – представители бренда обещали, что на данный момент постараются сохранить хотя бы сервисное обслуживание для своих клиентов.

Свою позицию проявили также представители Porsche, Rolls-Royce, Lamborghini.

О самом важном за прошедшую неделю. Выпуск 9

Известно, что и «Даймлер КАМАЗ Рус» не полностью прекращает свою деятельность в России, а будет стараться выполнять обязательства перед партнерами, в частности, в отношении сервисного обслуживания грузовых автомобилей Mercedes-Benz и Fuso. 

Завод Volvo Trucks в Калуге в конце февраля приостановил работу из-за невозможности импорта автокомпонентов и деталей, по решению руководства концерна Volvo Group в Швеции. Но часть сотрудников продолжает работать, чтобы поддержать безопасность и исправность оборудования – чтобы иметь возможность «восстановить производственный такт конвейерных линий в случае, если завод Volvo в Калуге возобновит производство грузовых автомобилей». Прекратил поставки в Россию шведский производитель грузовиков Scania – как автомобилей, так и запчастей. Аналогичное решение приняла компания MAN Truck & Bus — «до дальнейшего прояснения ситуации». Производство компании в Санкт-Петербурге остановило работу из-за проблем с поставками. 

Цены сделали бюджетные машины роскошными

Цены продолжают расти. Если в феврале нынешнего года 32 автопроизводителя, официально работающих на российском рынке, повысили цены на свою продукцию, то в марте этот процесс стал вообще массовым и совершенно непредсказуемым. Прибавки выглядят весьма существенно. 

О самом важном за прошедшую неделю. Выпуск 9

Например, с 1 марта АВТОВАЗ поднял цены на автомобили LADA сразу на 15% (в среднем по модельному ряду. На фоне пересмотра ценников ряд экспертов уже высказывают  предположение, что многие дилеры так неоправданно завышают стоимость машин – даже не для того, чтобы их продать по баснословной цене и обеспечить сотрудников заработной платой, а чтобы просто подержать машины у себя, потянуть время, которое подскажет правильную тактику на рынке, ориентируясь на обстановку и конкурентов. Предсказать, когда этот процесс стабилизируется и рынок вернется в нормальное состояние – в нынешней геополитической ситуации не представляется возможным. 

А в интернете между тем продолжается публикация объявлений о продаже даже не автомобилей, а «очереди» на покупку, при этом за подобный перекуп предлагают заплатить просто космические суммы.

Новости, которых ждали давно 

На фоне всей этой вакханалии с ценами и доступностью автомобилей все остальные новости кажутся какими-то мелкими, далекими несущественными и даже не столь актуальными. Ну, да, Минпромторг России наконец сообщил о поправках в Налоговый кодекс. Минимальный порог стоимости легкового автомобиля, на который распространяется «налог на роскошь», теперь будет повышен с 3 млн рублей аж до 10 млн рублей. Изменение коснется автомобилей, купленных в январе 2022 года и позже. Подробнее об этом – здесь.

С 1 марта повышены штрафы для категории автовладельцев, которые обязаны получать диагностическую карту для своих автомобилей, но техосмотр не прошли. Теперь сотрудник ГИБДД вправе оштрафовать таких собственников вместо 500 рублей на 2000 рублей.

Наконец, с 1 марта 2022 года изменился бланк медицинской справки для водителей и появились новые условия для допуска к вождению транспортным средством. И это тоже, как и техосмотр, подвергалось частому обсуждению в последние 2-3 года. Теперь на бланке справки размещается весь перечень врачей, которых должен «пройти» водитель. И каждый врач, расписываясь в справке, несет личную ответственность за допуск или недопуск человека к вождению по медпоказаниям. Получать «добро» на вождение машины от психиатра и нарколога теперь можно только в соответствующих диспансерах и только по месту жительства. А что касается алкоголиков, которые стремятся получать права, для них предполагается поставить новый заслон в виде дополнительных лабораторных исследований.