Оценивая прошедшую неделю в автобизнесе, приходится четко разделять ее на две части – до 24 февраля и после. И в первой половине российские автомобильные СМИ чаще писали о новых моделях, новых технологиях, а во второй – все больше отмечали, насколько политика влияет на экономику и насколько глубокие связи существуют сегодня в глобальном производственном мире. Из позитива – надежда, что бизнес-интересы тоже способны оказывать влияние на политику, из негатива – понимание, что мир уже никогда не будет прежним. И не только автомобильный. Давайте вместе вспомним наиболее важные события прошедшей недели.
До 24 февраля. Производство строит планы
Калининградский завод «Автотор» начал производство кроссовера Kia Sportage пятого поколения, который планировалось запустить в продажу во втором квартале нынешнего года.
Ижевский завод начал производство обновленной LADA Vesta.
Зарубежные производители поделились с журналистами некоторыми текущими планами. Так, президент и главный исполнительный директор «ММС Рус» Осаму Иваба объявил, что на калужском заводе «ПСМА Рус» будет выпускаться кроссовер Mitsubishi Outlander четвертого поколения, представленный в феврале прошлого года.
А японская компания Isuzu, как оказалось, задумывается, не поставить ли на российский конвейер новый рамный внедорожник Mu-X. Вероятно, будут смотреть на продажи. Если они хорошо пойдут, и за год получится продать больше 8 тысяч экземпляров новинки, то, вероятно, так и случится.
Кроме того, французы подтвердили, что Renault планирует в 2022 году вывести на рынок минимум семь новых моделей, и две из них предназначены для российского рынка.
Мы чуть не забыли, что и в производстве грузовых машин на прошлой неделе было отмечено очень важное яркое событие – КАМАЗ выпустил первую партию карьерных самосвалов КАМАЗ-65951. Речь дет о самосвалах нового поколения К5. Серийное производство в России назначено на июнь, а до конца года планировали собрать 185 таких автомобилей, которые давно ждут на российском рынке и за которыми могут выстроиться в очередь на целом ряде экспортных рынков. Так что с точки зрения производства неделя была как никогда наполнена позитивом и планами.
До 24 февраля. В продолжение «зеленой» темы
В компании Audi перевели еще один свой дизельный мотор на растительное масло – с тем, чтобы снизить вред, наносимый дизельным топливом окружающей среде. Топливо HVO, на котором может работать 6-цилиндровый дизельный мотор Audi, по сути – отработанное растительное масло, используемое для приготовления пищи, но специальным образом очищенное. Теперь Audi сможет заправлять таким биотопливом свои легковые модели (A4, A5, A6, A7 и A8, кроссоверы Q7 и Q8. Для нас же эта разработка дала новый повод вспомнить о многих других альтернативных источниках энергии для автомобилей, которые уже внедряются или были опробованы, но пока не получили массового одобрения. Кому интересно – смотрите нашу публикацию «Электрокары – не единственный путь для отказа от бензина».
Кроме всего прочего, на прошлой неделе у россиян появился повод для гордости за российских инженеров и конструкторов, которые продемонстрировали в Москве электрический грузовик EVM Pro – фактически готовая к постановке на производство отечественная разработка.
Авторы из Санкт-Петербурга – компания «Электромобили Мануфэкчуринг Рус» – на базе шасси УАЗ «Профи» создали грузовое транспортное средство, способное на 1 электрозарядке проехать около 300 км. По мнению экспертов, автомобиль может успешно эксплуатироваться в условиях городской среды, при этом обладает вполне привлекательной стоимостью – около 3,5 млн рублей. Проект уже выходит на финишную прямую: первые автомобили могут сойти с конвейера уже в начале сентября 2022 года, а первые 400 экземпляров даже нашли своих покупателей.
Еще один интересный «зеленый факт» в общую копилку был связан с газомоторной техникой, которая, как известно, наносит меньше вреда экологии, чем бензиновые и дизельные двигатели. На прошлой неделе российское правительство приняло решение увеличить субсидии на газомоторную технику. Правда, речь идет только об общей денежной сумме выделяемых средств, а в пересчете на каждую транспортную единицу денег будет выделяться меньше, но зато, чисто теоретически, они не закончатся так быстро.
24 февраля. Начало спецоперации России в Украине и первая реакция на нее
В первый же день операции руководство автоконцерна Stellantis заявило, что в связи с происшедшим оно допускает перенос своего производства из России.
«Если реальность будет такова, что мы не сможем производить поставки на завод, мы будем вынуждены либо перенести это производство на другие заводы, либо столкнуться с ограничениями», – сказал глава Stellantis Карлос Таварес. Напомним, что в данном случае речь идет о заводе «ПСМА Рус» в Калужской области, который выпускает в России автомобили брендов Peugeot, Citroen, Opel, часть из которых идет отсюда на экспорт в другие страны.
В этот же день президент АВТОВАЗа Николя Мор объявил, что на фоне предстоящих санкционных рисков АВТОВАЗ начал поиск альтернативных поставщиков автокомпонентов.
Ряд экспертов тут же заговорил о последствиях для российской экономики, которые могут начаться на фоне военной операции на Украине. Среди них назывались не только поставки дефицитных полупроводников, которые и без того уже в течение года влияют на выпуск автомобилей и работу конвейеров, но и о финансовых потоках, которые будут нарушены. Причем не только в России, где, по примерным прикидкам, около четверти (25%) всех комплектующих в автопроме приходит из-за рубежа. Но и по всему миру пойдет нарушение цепочек, связанных с недопоставками промышленного сырья и готовых автокомпонентов.
После 24 февраля. Ждем развития событий
По мере продолжения военной операции в Украине, некоторые автомобильные бренды уже заявили, что прекращают поставки в России автомобилей даже по заключенным уже контрактам. 25 февраля тайваньский производитель чипов Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMС) уведомил российских партнеров о том, что компания по требованию США может отказаться от сотрудничества. Об этом сообщило издание ixbt.com. За выходные дни число подобных инфоповодов в сетях увеличилось. И хотя понятно, что не всем этим сообщениям можно верить на 100%, однако с учетом развития ситуации они имеют шансы претвориться в жизнь.
На понедельник, 28 февраля, российские заводы Hyundai, Nissan, Toyota, «ПСМА Рус», Ульяновский автозавод – работали в штатном режиме.
Московский завод Renault временно приостановил производство с 28 февраля по 5 марта. При этом 28 февраля не был запущен конвейер на тольяттинском предприятии АВТОВАЗа – по причине нарушения логистических цепочек и нехватки автокомпонентов. Кроме всего прочего, стало известно, что Евросоюз ввел жесткие санкции против КАМАЗа. Принятый в отношении предприятия документ закрепляет, что завод не сможет продавать свои автомобили на территории ЕС; сотрудничество с европейскими компаниями, использование зарубежных технологий и комплектующих будет ограничено; в целом партнерство с немецким концерном Daimler находится под угрозой.
Появились эксперты, которые предрекают, что в условиях изоляции, которую могут обеспечить России страны Евросоюза, россияне скоро будут обречены ездить на автомобилях отечественного автопрома, а также корейских и китайских брендов. Кстати, доля последних на российском рынке продолжает расти. Например, в агентстве «АВТОСТАТ» подсчитали, что в январе россияне купили 7,9 тыс. новых китайских легковых автомобилей, а это уже почти 10% от общего объема рынка. Год назад доля «китайцев» на рынке России была в два раза меньше.
Но давайте подождем дальнейшего развития событий. Впереди – новая неделя.