На прошлой неделе у российских автолюбителей было немало интереснейших поводов для разговоров — о том, что на дорогах выдуманы новые наказания для водителей (рефюжи, шиканы, диверторы); что цены продолжают сводить с ума — и вот уже игрушечный автомобильчик (!) оценен в 1 млн рублей; что против потерявших совесть дилеров, навязывающих допы, оказывается, можно прикрыться законом и появились смельчаки, уже получившие компенсации; наконец о том, что несмотря на кризисы, новинки на наш рынок все-таки заглядывают. Но обо всем по порядку.
И на старуху найдется проруха…
И начнем мы, пожалуй, с того, о чем радостно рассказали многие федеральные СМИ, хотя новость касалась только одного дилерского центра в городе Красноярске. Сначала там сложилась довольно прозаическая и обыденная в последние месяцы ситуация, когда житель Красноярска обратился в салон за покупкой нового автомобиля и ему вместе с машиной навязали допы на сумму 200 с лишним тысяч рублей. Помимо кредита, туда вошли услуги эвакуатора, круглосуточная помощь на дорогах, а также юридическая помощь на дороге.
Увидев итоговую сумму, клиент решил отказаться от покупки и попросил вернуть ему уплаченные деньги, а когда не вышло — обратился в суд. Ну, а дальше, судя по публикациям, произошло обыкновенное чудо — потому что суд встал на сторону клиента и потебовал вернуть потерпевшему деньги, а заодно еще и компенсировать человеку моральный ущерб.
В результате покупателю вернули его деньги и 10 00 рублей сверху — за моральный ущерб, а дилерский центр заставили уплатить штраф в размере 130 тысяч рублей. Понятно, что пока ситуация единичная. Но в юридической практике есть такой термин — «судебный прецедент». Если его перевести на гражданский язык — то решение по выигранному однажды делу становится образцом для всех аналогичных дел. По похожим делам уже не придется устраивать громкие и долгие процессы — достаточно на них сослаться. Так что дело, проигранное в Красноярске — серьезный повод для многих автодилеров пересмотреть свою практику в навязывании допуслуг и допоборудования. В нашей красноярской истории назойливый продавец как физлицо уплатил штраф из личного кошелька всего 10 тысяч рублей, а вот автосалон как юрлицо был наказан суммой, которая в десятки раз больше.
Миллион за игрушку!
Ну, раз уж мы с вами заговорили о ценах на автомобили, то как тут не вспомнить последний проект компании Amalgam, которая занимается созданием масштабных моделей автомобилей. 10 февраля журналисты известных автомобильных порталов удивили даже фанатов автомоделизма новостью, что на свет появилась копия суперкара Ferrari 296 GTB в масштабе 1:8, которую оценили в оценили в 12 067 евро (по текущему курсу это около 1 млн рублей).
Конечно, круто, что модель спроектирована на чертежах оригинального автомобиля с учетом заводских спецификаций и окрашена в цвета, подобранные с использованием оригинальных индексов — но 1 млн рублей?
Да, оптика модели прошла особую детализацию, да, на кузове есть карбоновые вставки — как у оригинала, на креслах даже можно разглядеть красную строчку прошивки, а на панели приборов – указатели как у большого Ferrari, а на разработку этой копии в целом ушло около 3 000 часов, но 1 млн рублей — это стоимость реального, пусть бюджетного, большого автомобиля. И можно лишь в очередной раз посетовать, в каких разных мирах живут сегодня люди: кто-то готов выкинуть 1 млн рублей на коллекционную игрушку (кстати, таких моделей планируется выпустить 199 штук), а кто-то ходит с протянутой рукой, чтобы собрать деньги ребенку на инвалидное кресло. И это тот случай, когда любые комментарии окажутся лишними. Да, рынок зависит от спроса и формирует предложения — с оглядкой на покупателя.
А мы с вами от миллионной игрушки вернемся к автомобильным новостям российского рынка. Вот BMW предупредила, что весной на российском рынке будет очередное подорожание на автомобили бренда. На некоторые версии. Чтобы немного подсластить горькую пилюлю, немцы сообщили, что зато предложат новые варианты исполнения отдельных моделей, а также дополнительные возможности оснащения. А кроме того, вернут некоторые опции, которые раньше были недоступны.
Вероятно, первой ласточкой в этом ряду станут автомобили спецсерии BMW M 50 Years Special Edition, приуроченной к 50-летию бренда BMW M GmbH. Их внешний вид будет отличаться классической эмблемой BMW Motorsport, размещенной на капоте, на двери багажного отделения и крышках ступиц колесных дисков. А в дополнительное оснащение войдут такие опции, как BMW Service Inclusive 5/100, ассистент вождения Professional, дизайн экстерьера M Shadow Line с расширенной отделкой, фары M Shadow Line и некоторые другие.
Ждем новинки на российском рынке
От цен давайте плавно перейдем к новинкам прошедшей недели. Компания «Исузу Рус» объявила цены на внедорожник Isuzu Mu-X, продажи которого стартуют 1 марта.
Новинка будет доступна в двух комплектациях – Comfort и Premium Safety – стоимостью 3 млн 699 тыс. рублей и 3 млн 999 тыс. рублей соответственно. А узнать технические подробности о внедорожнике можно в нашем календаре.
Компания JaguarLand Rover сертифицировала в России внедорожник Range Rover пятого поколения, который будет представлен в четырех модификациях. Новинка уже доступна для заказа у российских дилеров, а цены будут объявлены ближе к старту продаж, намеченному на весну.
Opel начал производство новой Astra, которая появится в России. Компания Opel начала производство хэтчбека Astra шестого поколения на своем головном заводе в Рюссельсхайме. Модель обещают вернуть в Россию во второй половине этого года.
Компания Chery начала производство компактного кроссовера Omoda 5, который был представлен прошлой осенью на автосалоне в Гуанчжоу. В Поднебесной Chery Omoda 5 поступит в продажу во втором квартале 2022 года, а уже ближе к осени он выйдет на российский рынок, хотя, возможно, под другим названием.
Летающий автомобиль или бегающий по дорогам самолет?
Всего пару недель назад мы с вами обсуждали чешский проект летающего автомобиля, который прошел сертификацию и будет запущен в массовое производство в 2023 году. Это казалось таким революционным! Но пока мы переваривали эту новость, шведы (компания Jetson) запустили свой летающий автомобиль в продажу.
Известно, что машина имеет длину 2460 мм, ширину 1499 мм и способна развивать скорость до 100 км/ч. У нее электродвигательлетать без подзарядки она может полчаса, а потом полноценная подзарядка занимает около двух часов. Пока на таком летающем автомобиле может передвигаться только один человек, причем для него есть ограничения по весу — пилот не может быть тяжелее 85 кг. Пишут, что даже несмотря на все эти ограничения при цене более $90 тысяч, вся первая партия уже раскуплена, а предзаказы принимают только на следующий год. Но и это еще не все. Известно, что над своей летающей версией родствера работают и в компании Tesla. Тем не менее, вопрос остается открытым — что же все-таки мы получаем в итоге таких разработок — летающий автомобиль или мини-самолет, который умеет быстро бегать по земле? Да уж, в небе еще не добрались лежачие полицейские, пешеходные переходы, светофоры и прочая мишура, которая так ограничивает любителей скоростей на земле.
Напомним, что по российской земле, точнее, по российским дорогам передвигаться скоро будет еще сложнее. Потому что у нас на дорогах скоро запустят новые ограничения для водителей. Незнакомые для нас термины (рефюжи, шиканы, диверторы) объяснят и заставят еще больше думать о безопасности пешеходов.
Корреспонденты «Коммерсанта» на прошедшей неделе рассказали, что РосдорНИИ к концу 2022 года рассчитывает утвердить проект нового ГОСТа. И некоторые страницы этих ГОСТов журналисты уже прочитали. Предлагается устраивать, например, приподнятые на 8 см над проезжей частью перекрестки с введением ограничения скорости в 20–40 км/ч, сокращать число полос для движения или уменьшать их ширину, организовывать «зигзагообразное движение» машин с помощью направляющих трапециевидных или овальных островков. Например, из опыта гонок «Формула-1» к нам на дороги общего пользования может придти новый для нас термин — «шиканы». В гонках на маршруте составляется несколько тесных извилистых поворотов в форме буквы S — это влияет на замедление скорости. Такой метод хотят разрешить и в обыденной жизни — на улицах с низкой интенсивностью движения протяженностью не более 200 м — за пределами федеральных трасс, мостов, путепроводов, эстакад и не ближе 100 м к железнодорожным переездам.
Запоминаем еще пару новых слов, которые скоро понадобится знать водителям: «дивертор» — ограждение для перекрытия сквозного проезда на перекрестке, «рефюжа» — защитный элемент перед островком безопасности для предотвращения наезда автомобилей на пешеходов. Инициаторы новых норм движения будут продвигать и новые скоростные предложения — на подъезде к нерегулируемым пешеходным переходам. Внутри микрорайонов лимит скорости не должен превышать 20 км/ч, на улицах и дорогах местного значения — 30 км/ч, на магистральных улицах районного значения — 40 км/ч, на загородных дорогах — 70 км/ч. В общем, чем больше правил на земных дорогах, тем больше начинаешь понимать разработчиков, которые хотят от них укрыться в небе.
Электромобильные новости
Любопытно, что компания «Кама», электромобиль которой еще не вышел на рынок, уже строит планы на объемы производства к 2030 году: заявлен выпуск 450 тыс. электрокаров в год и то, что автомобиль может стать самым массовым электрокаром в России. Даже на первый вгляд кажется, что в компании слишком поторопилась с подобными заявлениями. Пару лет назад другая электромобильная компаняи Zetta тоже делала заявления про будущие объемы, про широкие экспортные возможности производимых машин, однако воз и ныне там: пока Zetta выпущена штучно в единичных представительских экземплярах и на редких фото. Всему свое время, рынок все расставит по своим местам, а пока подобные заявления напоминают дележ шкуры неубитого медведя.
Особенно — на фоне последних предложений Минэкономики, которое рекомендовало 19 регионам продумать и ввести самостоятельные меры по стимулированию развития электротранспорта на своих территориях — вроде снижения транспортного налога, вложений в строительство зарядных станций и пр., в которых сами регионы совсем не заинтересованы.
А вот другой проект, тоже заявленный на неделе, имеет больше шансов на воплощение. Не факт, что он будет связан только с производством электромобилей, но электрокары могут занять в нем солидную долю. Стало известно, что компания «Соллерс Авто» и китайский автопроизводитель Chery Automobile ведут переговоры о масштабном партнерстве в России. Речь идет не только производство автомобилей на мощностях Ульяновского автозавода, но и развитие новых технологий в области электротранспорта, перспективных модулей и материалов для автопрома. Напомним, ранее Ульяновский завод уже заявлял, что не в состоянии вести разработки новых моделей и нуждается в крупном партнере.Что касается Chery, то руководство китайского бренда уже неоднократно давал понять, что у него достаточно серьезные планы в отношении расширения бизнеса в России. Посмотрим, что получится из этого партнерства, и это тем более интересно, что ждать осталось не так уж долго: основные направления совместной работы обещают озвучить еще до середины 2022 года.
Завершить наш недельный обзор хотелось бы чем-то позитивным отечественным, но не нашлось. Увы, наш АВТОВАЗ продолжает периодически останавливать конвейер из-за нехватки проводников. Любопытно, что на прошлой неделе прозвучало заявление одного из крупных поставщиков предприятия — которое отличается от прогнозов международных экспертов. В то время как они прогнозируют дефицит микрочипов для автопрома только до середины 2022 года, президент Bosch в России, Украине, Белоруссии, Центральной Азии, Монголии и на Кавказе Штеффен Хоффманн — назвал ситуацию критической, его прогноз — конкретно по микрочипам, которые использует тольяттинское предприятие — что ситуация дефицита будет сохранена не до середины, а до конца 2022 года.
Фото: tarantas.news, motor.ru, electrek.co, официальные сайты автопроизводителей