Что интересного преподнесла прошедшая неделя людям, которые интересуются автомобилями? Она была разнообразной как никогда. Но начнем мы наш сегодняшний обзор не с новинок авторынка и не с продолжающегося роста цен на автомобили в России. А с того, что вспомним удивительную личность в истории мирового автопрома.
День рождения гения автомобильного маркетинга
5 февраля (1878 года) родился Андре-Гюстав Ситроен, которого называют не только отцом-основателем французской марки Ситроен, но еще и гением рекламы и маркетинга. Вспомним несколько фактов из его биографии. Андре родился в семье торговца драгоценными камнями. Говорят, его родители были выходцами из Царской России (до эмиграции семья жила в Одессе). Отец покончил жизнь самоубийством уже в Париже, когда Андре было всего 6 лет. В наследство пятерым детям осталось целое состояние и широкие связи в финансовом мире. Но Андре не захотел работать с алмазами, а выучился на инженера. К автомобилям он пришел не сразу, но когда пришел — тут его гений развернулся в полную силу. Кроме удивительного чутья на свежие технические разработки, у него была удивительная способность подогревать к ним интерес.
Так, в январе 1919 года во всех газетах Франции появились объявления о скором выходе на рынок инновационного недорогого автомобиля. Машину еще никто не видел, первая сошла с конвейера только в мае, а пришла к своему первому покупателю только в июле (!), но уже в первые недели после объявления в газетах поступило 16 тысяч заявок. А сколько необычных маркетинговых ходов привнес этот человек в автомобильный мир потом! Он искренне верил, что первыми словами настоящего француза должны быть – «мама», «папа» и «ситроен». И в расчете на подрастающих покупателей его фирма наладила выпуск игрушечных «ситроенчиков», которые в точности повторяли машины его завода. Для взрослых он придумал другое ежедневное напоминание о своей марке: на каждом (!) дорожном знаке и указателе были пририсованы две зубчатые шестеренки — логотип Ситроен. Он придумал рассылать грампластинки с рекламными лозунгами своей компании и помогал финансировать экстремальные экспедиции, будь то марафонские гонки по Сахаре или автопробег по труднопроходимым местам Азии.
По его задумке летчики над Парижем выписывали дымом в небе название «Ситроен» длиной 5 км. А однажды он использовал в качестве рекламного носителя даже Эйфелеву башню… Но наши недостатки — как правило, продолжение наших достоинств. Излишняя увлеченность в делах (когда тратишь больше, чем зарабатываешь) привела к тому, что спустя несколько лет дело его жизни обанкротилось и было продано. Злые языки поговаривают, что сказалась и любовь предпринимателя к азартным играм. Так или иначе, но Андре не дожил даже до 60 лет и умер от рака, оставшись в истории как неординарная яркая личность, подарившая миру «ситроены» — автомобили как для широкого круга людей, так и для избранных: на «ситроенах» ездили президенты Франции.
«Теслу» хотят научить плавать
6 февраля был повод вспомнить и о бренде Tesla — исполнилось ровно 4 года с момента запуска электрического родстера Tesla в космос — Илон Маск пожертвовал одним из своих личных автомобилей для яркой рекламной акции. Об этом «Цена-Авто» вчера уже напомнила читателям, повторяться не будем. Однако Tesla на прошлой неделе заставила заговорить о себе не только в связи с этим фактом. Один очень серьезный изобретатель, которого Форбс еще 5 лет назад включал в ТОП-30 самых перспективных предпринимателей, представил свой новый проект, в котором Tesla предлагается научить плавать. Как рассказал портал Auto.mail.ru, автор проекта Энтони Даймонд на основе нового пикапа Tesla Cybertruck (отметим, который еще не запущен в производство, а только готовится к этому) доработал Cybertruck так, что за 5-10 минут этот электрический пикап можно превращать в катамаран (и за столько же времени возвращать ему дорожную версию). Он предлагает оснастить пикап гребными винтами. Уже подсчитано, сколько может стоить такой катамаран — от 22 тыс. долларов (в зависимости от числа двигателей для передвижения по воде). По расчетам максимальная скорость такого катамарана будет более 40 км/час. Изобретатель предусмотрел еще и скоростную версию такой новинки — с подводными крыльями. По его задумке, из нескольких таких пикапов можно будет создавать на воде небольшой плавучий остров, собираясь на совместный пикник.
Неделю назад мы с вами вспоминали о проекте серийного летающего автомобиля, который разработали в Словении. В общем, очевидно, в каком направлении движутся мысли разработчиков, когда они думают о перспективах развития автомобильного транспорта. И это уже не просто фантазии. Напомним, летающий автомобиль предлагали многие и давно, однако совсем недавно в Словении разработчики доказали, что это вполне реально. Они получили летный сертификат, разрешающий запускать проект в серию и делать такие поездки плюс полеты массовыми.
Свежие новости из электрического мира
Электрокары тоже не сразу пришли к завоеванию автомобильного мира. Однако сегодня их дальнейшее массовое развитие уже не вызывает никакого сомнения. На прошлой неделе Volkswagen начал производство нового электрического купе-кроссовера ID.5, который с нетерпением ждали во многих европейских странах.
Еще более знаменательное событие в мире электро случилось в самом начале прошлой недели, о нем сообщили СМИ 31 января. В китайском городе Хэфэе налажен выпуск новой модели электромобиля с запасом хода… 1000 км плюс. И это уже заявка на некую революцию в электромобильности. Пока речь идет только о первой партии модели Nio ET5, но сама идея и современный экстерьер, и технические характеристики (разгоняется до ста километров в час всего за 4,3 секунды) — суммарно это огромная удача китайцев.
А у нас в России 2 февраля дилеры BMW начали продажи электрического кроссовера BMW iX. Подробности о новинке можно узнать в календаре новинок.
Напомним, что и марка MINI недавно начала прием заказов в России на полностью электрический MINI Cooper SE. Таким образом, модельный ряд представленных в нашей стране автомобилей на электротяге продолжает расширяться — подгоняя и даже в некотором роде опережая спрос. Если и остальные автопроизводители выполнят свои обещания, которые давались в конце 2021 года, в 2022 году нас ждет еще по меньшей мере штук 8-9 электропремьер.
О других российских премьерах
На прошлой неделе эксперты посмотрели и оценили то, что принес автомобильному миру России январь. Оказалось, что все не так уж плохо. Боялись, что в новом году на фоне роста цен и падения объемов продаж рынок начнет терять модельный ряд, как это было в последние годы. Но пока, традиционно подводя ежемесячные итоги, эксперты «Цены Авто» выяснили, что в январе мы не потеряли ни одну модель. Более того, три новых модели стали доступны к заказу в дилерских центрах, а еще семь – завершили процедуру сертификации и получили одобрение типа транспортного средства (ОТТС). Кого и как сертифицировали — конкретизировать сейчас не будем, об этом на «Цене-Авто» есть подробная публикация — с фотографиями и пояснениями. Отметим лишь тренд как некую констатацию факта, и то, что среди заявленных новинок — не только китайские бренды.
Из приятных новостных поводов прошедшей недели можно также вспомнить то, что УАЗ начал поставки фургонов на базе «Профи» с двухрядной пятиместной кабиной.
«ГАЗели NN» в нашей стране теперь можно купить с помощью сервиса онлайн-продаж,
а LADA Niva Travel получила новую комплектацию [BLACK] и расширенный набор опций. Кроме того, АВТОВАЗ объявил о запуске новой расширенной программы поддержки на дорогах. «LADA Помощь на дороге Плюс». Новый сервис готов круглосуточно оказывать водителям помощь при наступлении непредвиденных ситуаций, будь то эвакуация автомобиля, подвоз топлива или консультация специалиста при заглохшем двигателе.
Техосмотр может стать дороже
С отменой техосмотра для основной массы легковых автомобилей, которыми владеют физические лица — история развития самой процедуры техосмотров еще не завершилась. И она все равно коснется всех и каждого — когда вы соберетесь продавать свой автомобиль или покупать автомобиль с пробегом, когда поменяете что-то в конструкции и в ряде других случаев. Мы не будем сейчас перечислять категории автовладельцев, для которых техосмотр останется обязательным, об этом много говорилось и писалось в 2021 году. Гораздо важнее, что будет дальше. На прошлой неделе «Коммерсант» рассказал о том, что методику техосмотра, очевидно, будут менять. Минтранс вместе с МВД должны представить в правительство проект постановления об упрощении правил ТО. Возможно, из обязательных процедур уберут часть требований. Например, не будут проверять потеки двигателя, коробку передач, кондиционер, возможно, отменять требование об обязательности аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки. Планируется смягчить и требования к операторам, которые проводят техосмотры транспортных средств. Но, вероятно, сама процедура подорожает, а в некоторых регионах расценки за прохождение диагностики уже подняли. Ждем официальных заявлений и разъяснений. Так же, как и результаты обсуждения такого важного вопроса, как изменения в «налоге на роскошь». Будут повышать ценовую планку для дорогих автомобилей или оставят прежней — с ростом цена на машины категория россиян, которых это волнует, продолжает увеличиваться.
Mercedes поставил рекорд… ожидания
Проблема дефицита автомобилей в салонах некоторых брендов выявила не только негативные тенденции, но и показала удивительную приверженность некоторых владельцев к своим маркам. Обратите внимание — даже сегодня, когда рынок предлагает массу самых разных автомобилей, есть фанаты определенных брендов, которые готовы ждать свою модель с завода почти 3 года.
По нашим данным, у кого-то задержки поставок сейчас растянуты на три месяца, у кого-то — на полгода, но очевидный рекорд принадлежит внедорожникам Mercedes-Benz. На прошедшей неделе дилеры немецкого бренда вынуждены были вообще прекратить прием заказов на одну из своих моделей — G-Class. Потому что австрийский завод не справляется с заказами и сроки поставок растянулись аж до 4 квартала 2024 года.
Немного фантастики из Сан-Франциско
Зарубежные издания сообщили, что проект «роботакси» в Санкт-Франциско уже перешел на новую стадию своего развития. Компания Cruise, поддерживаемая General Motors и Honda, объявила, что уже передала часть своих беспилотных автомобилей (4-ый уровень автономности) в эксплуатацию. Пока речь не идет о коммерческой основе, но если раньше на таких машинах разрешали ездить только сотрудникам своей компании, то теперь автомобили передали на тесты первым клиентам, которые сотрудниками не являются. В числе этих первооткрывателей оказалась и гендиректор GM Мэри Барра. Кроме того, составлен список ожидания — для тех, кто хочет быть включенными в программу и стать «первыми публичными райдерами». Калифорния является центром тестирования AV в США, там более 60 компаний уже имеют лицензии на эксплуатацию автономных транспортных средств в качестве тестов, без присутствия водителя за рулем. Но Cruise получил разрешение от Департамента транспортных средств Калифорнии на тестирование таких автомобилей уже на дорогах общего пользования, и на перевозку представителей общественности в таких транспортных средствах. Нет пока только разрешения от Комиссии по коммунальным услугам, чтобы можно было взимать плату за эти поездки. На данный момент беспилотным автомобилям Cruise разрешены платные поездки только ночью, с 10 вечера до 6 утра, с максимальной скоростью 30 миль в час. Важный момент — они могут ездить даже в «небольшой дождь и туман». Компания уверена, что в 2022 году сможет запустить полноценный коммерческий сервис «роботакси» в Сан-Франциско. Зарубежные источники также сообщают, что в этом году GM планирует начать производство специально построенного автономного шаттла Cruise Origin — без традиционных элементов управления, таких, как рулевое колесо и педали.