В нашем автомобильном календаре последняя неделя января была заполнена самыми разными событиями и историческими датами. Так, если заглянуть в прошлое, в России можно вспомнить, что 24 января (1997 год) родилась компания «Супер-Авто», которая в сотрудничестве с АВТОВАЗом создала немало интересных модификаций вазовских автомобилей, а 25 января (2013 год) отмечено тем, что в этот день на Дальнем Востоке открылось предприятие «Соллерс-Бутан», которое собирало «лэнд крузеры». В конце января (1958 год) с конвейера в Ульяновске сошла первая «буханка», а 29 января (1932 год) свои первые автомобили выпустил Горьковский автозавод.
А еще 29 января — это фактически наш с вами профессиональный праздник, День первого автомобиля, когда был оформлен первый патент на это изобретение. «Цена Авто» эту дату выделила особенно, в отдельной публикации мы вспомнили и Бенца, и то, как его жена когда-то стала первой в мире угонщицей машин, и свои первые в жизни личные машины. А агентство «АВТОСТАТ» организовало опрос на тему «Целый год без автомобиля. Насколько это критично?». Оказалось, почти для каждого второго автовладельца такой отказ был бы весьма болезненным.
Меняю автомобиль на автолёт!
Но довольно прошлого, тем более, что современный автомир уже успел подкинуть новые информационные поводы, и некоторые из них претендуют на то, чтобы войти в мировую историю. Одно из таких событий — в Словакии летающий автомобиль Klein Vision получил сертификат летной годности. За таким документом может стоять начало массового серийного производства.
Надо сказать, что сама идея перелетать на автомобиле через дорожные пробки или, покружив на самолете в небе, на ночь ставить его в домашний гараж, конечно, не нова. Умные головы в разных странах давно пытаются перешагнуть технические и административные барьеры, чтобы сделать новый вид пассажирского транспорта массовым. Известно как минимум два десятка подобных проектов — в Германии и США, Израиле и Голландии. И вот теперь — вполне реальный, подтвержденный сертификатом проект из Словении.
Как сообщают разработчики, автомобиль двухместный, оснащен 1,6-литровым двигателем внутреннего сгорания BMW (140 л.с.), при легком нажатии кнопки выдвигает крылья и переходит в режим самолета. Совсем так, как в финале известного фильма «Фантомас разбушевался» или в «Такси-2». По слухам, разработчики запуск в серию решили пока отложить примерно на год — хотят еще поработать над мощностью двигателя и дальностью полетов. На больший срок — конечно, нет резона. Потому что конкуренты поджимают: на 2023 год японцы грозятся запустить у себя в стране летающее такси. Так что фантазии фантазиями, а мир порой меняется даже быстрее, чем мы можем себе представить.
«Электрички» в России набирают обороты
В последние год-два российские СМИ стали чаще писать об электромобилях. Мы более серьезно начинаем присматриваться к техническим характеристикам моделей на электротяге, к их ценам, прислушиваемся к тем, кто уже «повладел» электрокаром. И в этом плане последняя неделя января подкинула нам много новой информации по теме. Так, эксперты посчитали, что в 2021 году россияне приобрели 2254 новых электромобиля, и это втрое больше, чем в 2020 году. Заметим, что речь идет о новых машинах, а если прибавить тот вал «электричек» с пробегом, которые завозятся в нашу страну со стороны Японии через Дальний Восток — общая цифра завезенных в парк «электро» будет выглядеть намного солиднее.
Из новых автомобилей в марочном рейтинге лидируют Tesla, Porsche, Audi. А самой популярной моделью в России среди новых электромобилей эксперты назвали Porsche Taycan. Среди покупателей лидируют жители столиц — Москвы и Санкт-Петербурга. Причины понятны — кроме того, что здесь находятся самые большие автомобильные рынки страны, здесь заявлены и просматриваются перспективные планы властей по строительству зарядных станций.
Отметим, что 2022 год только начался, а целый ряд брендов, которые традиционно предлагали в России модели с ДВС, уже заявили, что привезут свои новинки на электротяге. И некоторые это сделали. Причем не только те, кто обещал. 27 января портал «Китайские автомобили. рф» рассказал, что в Челябинске заработал новый официальный автодилер, который будет заниматься исключительно электромобилями новой для россиян марки Weltmeister. В автосалоне уже выставлены две модели, которые можно купить — Weltmeister EX5-Z за 3,72 млн рублей и Weltmeister W6 за 4,7 млн рублей.
Но и это еще не все яркие новостные поводы, связанные с электрокарами. На прошедшей неделе компании Renault, Nissan и Mitsubishi Motors представили общую стратегию развития «Альянс 2030», в планах которого — к 2030 году вывести на рынок 35 новых полностью электрифицированных автомобилей (на пяти общих платформах).
Еще один интересный факт — в прошлом году Автотор и КАМАЗ заявляли о своем желании в скором времени наладить выпуск электромобилей в России. Автотор в конце 2021 года даже заключил договора с компанией по производству литий-ионных батарей и с Московским политехническим университетом, а КАМАЗ планировал доработать свою электромодель «КАМА-1» (на фото вверху), которая уже подросла в габаритах и получила больший запас хода. По слухам, КАМАЗу оставалось найти площадку для производства своих моделей. Но на прошлой неделе стало известно, что ни Автотор, ни КАМАЗ не стали подавать заявки в Минпромторг, который мог оказать солидную помощь проектам — в рамках объявленнного конкурса. Возможно, Автотор решил справиться с задачей своими силами, а вот КАМАЗ неожиданно для всех 24 января 2022 года вдруг подписал контракт с венгерским министерством и теперь будет развивать партнерство в сфере производстав электрокаров на территории Венгрии. Там к середине десятилетия планируют запустить производство мощностью 32 тыс. электромобилей в год.
Тем не менее, две заявки на заключение специнвестконтракта (СПИК) на разработку и внедрение в производство электромобилей все-таки было подано. Липецкий «Моторинвест», который до 2019 года выпускал китайские кроссоверы Changan, планирует наладить производство электрмобилей Jinkang (причем, речь идет о пяти моделях), а в Москве хотят наладить производство электрогрузовиков EVM Pro полностью российского производства, мощностью 1 тысяча экземпляров в год. Это проект петербургского стартапа «Электромобили Мануфэкчуринг Рус». Так что электромобили становятся нам, россиянам, еще ближе.
Чем еще живет российский автопром?
Завод «LADA Ижевск» на днях выпустил 650-тысячный автомобиль LADA Vesta с момента начала производства этой модели в сентябре 2015 года. Обычно АВТОВАЗ отмечал более круглые даты — 300 тысяч, 500 тысяч, но за неимением хороших новостей (а чему тут радоваться, если ковид и омикрон лютуют по полной, а год компания снова начала с простоя тольяттинских линий Granta и Niva из-за нехватки микрочипов), вполне приятной видится и такая. Тем более, что самую продаваемую модель России скоро готовятся обновить. Возможно, 700-тысячная выйдет уже в новой версии.
Из достижений отечественного автопрома безусловно стоит отметить, что «ПСМА Рус» подготовил партию автомобилей к экспорту в Западную Европу. В начале февраля он отправит фургоны Peugeot Expert, Opel Vivaro и Citroen Jumpy российского производства для экспортных поставок. Следуя своей стратегии группа Stellantis таким образом создает на базе нашего калужского завода экспортный хаб по поставкам автомобилей и двигателей в Европу, Латинскую Америку и Северную Африку.
И еще одна производственная новость — в Туле началось производство обновленных кроссоверов Haval F7 и кросс-купе F7x — с новым дизайном бамперов, новой решеткой радиатора и новой формой противотуманных фар. Они поступят в продажу в феврале 2022 года.
Разное, важное и не очень
О чем еще писали СМИ на прошлой неделе? О том, что у многих автомобильных марок за прошлый год увеличилось число дилерских центров — у китайских брендов Chery, Haval, Geely, FAW, японской Isuzu и чешской Skoda, немецкого Opel. Не удивительно, год был благоприятен для автодилеров, многие из которых при дефиците машин и росте цен, накручивали допусулуги и допоборудование и сумели получить сверхприбыли. А среди потерь называют дилеров ушедших с рынка Datsun, Foton, Zotye. Стало меньше дилеров у Lifan и Changan. Болеее полную информацию можно посмотреть здесь.
А еще кредитные организации подбили итоги года и выяснилось, что число автомобилей, купленных россиянами в кредит, побило все рекорды — в 2021 году в нашей стране было выдано 1 млн 006,6 тыс. кредитов на покупку легковых машин (новых и подержанных). Это на 11% больше, чем в 2020 году. Эксперты полагают, что и эта цифра для нашего рынка — еще не предел.
«Паутина» затронет всех автовладельцев
Оказывается, ГИБДД уже запустило в Центральном федеральном округе «бесшовную систему отслеживания автомобилей» под названием «Паутина» и потихоньку вовлекает в нее все новые и новые регионы, обучая сотрудников работать с ней. А к сентябрю «Паутина» заработает по всей России. Чем это грозит? Во-первых, искать угнанные автомобили с помощью информации видеокамер полицейским будет намного легче. Во-вторых, легче будет ловить и строить доказательную базу, когда виновник аварии скрывается с места происшествия. Ну, а третий побочный эффект системы — она будет легко находить тех, кто ездит без диагностических карт. И привлекать их к ответственности. Напомним, с 1 марта штраф за поездки без диагностических карт (для категории, которая обязана проходить техосмотры) вырастет в 4 раза, с 500 рублей до 1000.
фото: https://www.popmech.ru/, китайские автомобили.рф, официальные сайты автопроизводителей