Любопытно, что хотя российский авторынок испытывает сильное влияние санкций и за последние месяцы серьезно сократился, новостей здесь по-прежнему хватает и автолюбителям есть что обсуждать. Прошлая неделя прошла под знаком ухода Renault — на легковом рынке и обсуждения облика будущих «москвичей», а вот на грузовом — засияло новое имя, родился новый бренд «Силант». Из мировых событий недели – удивил проект на колесах, придуманный производителем химических средств Asahi Kasei и то, что Mercedes готовится к сокращению своих дилерских центров и расширению онлайн продаж. Из отечественных новостей – в Москве состоялось награждение лучших продавцов автомобилей, прошло вручение премии «АВТОДИЛЕР ГОДА – 2022».
Назвали лучших российских автодилеров 2022 года
И начнем мы, пожалуй, сегодняшний обзор с итогов премии. Заметим, что проводится этот конкурс уже в восьмой раз и к участию в нем приглашали всех официальных автодилеров, работающих в России. Затем из нескольких сотен дилерских центров эксперты агентства «АВТОСТАТ» и Авито Авто определили лучших из лучших. Лидеры в области автомобильной индустрии были названы в семи номинациях – в пяти традиционных категориях (организация продаж в сегменте новых автомобилей и автомобилей с пробегом, организация сервиса, лучший клиентский опыт, маркетинг в сегменте автомобилей с пробегом) и в двух новых, созданных для дилеров коммерческого транспорта. Результаты с названиями компаний-победителей можно посмотреть, пройдя по ссылке.
0/0
События, которые удивили
На этой приятной ноте перейдем к мировым событиям, которые удивили. Компания Mercedes-Benz объявила, что хочет глобально реформировать свой бизнес. В рамках этой реформы она будет сокращать свою дилерскую сеть – особенно сильно это коснется домашнего рынка. Кроме того, в 2025 году большую часть салонов планируют перевести на «агентскую» модель работы. Об этом сообщает издание Automotive News. Эта модель избавит дилеров от обязанности создавать запасы популярных моделей и вкладываться в рекламу и продвижение. И третье новшество, которое планирует бренд – начать активнее продвигать прямые продажи через свой официальный сайт. Немцы уверены, что к 2025 году они будут продавать через онлайн каждый четвертый свой автомобиль. Потому что выросло число людей, которые дружат с Интернетом и уже привыкли заказывать товары, не вставая с дивана.
Японская корпорация Asahi Kasei, которая с 1931 года занимается выпуском различных химикатов (аммиак, азотная кислота и пр.), еще пять лет назад начала серию собственных экспериментов, пробуя сказать свое слово в автомобильном дизайне. И на днях представила в Иокогаме концепт-кар под названием AKXY2.
Внешне необычный кузов этого автомобиля напоминает капсулу. Но японские СМИ почему-то окрестили автомобиль «гостиная на колесах». Кузов делится на две части. Внизу находится основа, на которой закреплены монолитные колеса и в которую интегрирована оптика. Верхняя половина — это большой остекленный модуль, который при необходимости поднимается, открывая вход в салон. У автомобиля нет руля и нет педалей, за движение отвечает система автономного управления.
Интерьер больше всего напоминает комнату для гостей, в ней только сиденья, столик и сенсорный дисплей. С помощью дисплея, очевидно, настраивается маршрут и активируются опции. Известно, что модель оснащена продвинутой системой очистки воздуха, которая не дает попасть в салон микробам и СО2. Сиденья с эргономичной обивкой покрыты переработанным пластиком, а в шины с низким лобовым сопротивлением добавлены биологические добавки. Этот концепт будущего, как считают разработчики, сможет работать в такси или каршеринге. Его собираются показать на многих зарубежных выставках, в том числе на автосалоне в Детройте и в 2023 году – в Лас-Вегасе. Пофантазировали? И хватит. Вернемся к нашим реалиям и к нашему отечественному автопрому.
Производство: одни уходят, другие приходят, третьи — готовятся к запуску.
Совершенно неожиданно для многих — у нас в стране стартовал выпуск новых грузовиков для бездорожья. Новичка-дебютанта рынка, в рамках программы импортозамещения, выпустил «Чебоксарский завод силовых агрегатов». Он назвал свои вездеходы — «Силант».
Первый такой вездеход решено отправить в Республику Казахстан для работы в карьере. А на будущее подобные грузовики благодаря своему широкому функционалу могут использоваться в коммунальных службах (в качестве уборочной машины), в лесном хозяйстве (для доставки оперативных служб и пожарного патрулирования), в качестве бурильно-крановых транспортных средств, как автомобили для аварийных служб, в торгово-коммерческой деятельности, в строительном бизнесе и автодорожном. Грузоподъемность такого многофункционального автомобиля может варьироваться от 3 до 8 тонн. Аналогов данного транспортного средства в России нет, а в числе зарубежных конкурентов называют продукты таких брендов, как немецкий Unimog и итальянский Bremach T-REX. Но их стоимость в несколько раз дороже, чем у автомобиля «Силант». Такой вот замечательный дебютант.
Ситуация с уходом французского Renault из России по-прежнему вызывает много разных толков. Всю неделю обсуждались варианты этого ухода и всевозможные слухи. Кто-то говорил, что есть договоренности с Renault по поводу кроссовера Duster, и его теперь смогут собирать на АВТОВАЗе под брендом LADA. А может, и Sandero, и даже Arkana с Kaptur. И дилеры LADA возьмут на себя сервисное обслуживание Renault. Потом министр Минпромторга заявил, что новые продукты АВТОВАЗа после ухода Renault будут разрабатываться на российских платформах, с использованием российских инжиниринговых компетенций и с максимальным привлечением российских поставщиков компонентов. Но волна этих новостей прошла, за нею пришла новая: по данным каких-то других источников, перенос производства моделей Renault Arkana и Kaptur с московского завода в Тольятти признан экономически нецелесообразным.
А что касается российских дилеров Renault, то где-то в СМИ мелькнула информация, что они остались в подвешенном состоянии и на этом основании сейчас готовят коллективный иск к руководству Renault. Последняя порция новостей на эту тему пришла совсем недавно. Рассказывают, что в минувшую пятницу АВТОВАЗ полностью прекратил производство автомобилей Renault: два последних автомобиля Sandero Stepway после доукомплектования и отработки дефектов были отправлены в цех отгрузки. Как сообщил паблик «Нетипичный АВТОВАЗ», на производственных участках предприятия автомобилей Renault больше не осталось.
Вероятно, в ближайшее время мы еще не раз услышим какие-то новости, связанные с французским брендом. Во всяком случае нет полной ясности, что будет с той платформой, на которую планировали перевести модели LADA. Одними заявлениями, что АВТОВАЗ будет разрабатывать новую платформу, это не ограничится. Мы-то знаем, что на разработку новых платформ уходят порой годы и дело это достаточно затратное. Не зря в последние годы для разработки новых платформ инжиниринговые центры разных производителей мира даже стали объединяться, находя точки соприкосновения и уменьшая собственные расходы. По мановению волшебной палочки в этом вопросе ничего не делается.
В подтверждение тому – нынешняя ситуация на АВТОВАЗе, показывающая, что даже на имеющейся платформе не так-то легко запустить остановленное из-за нарушенных цепочек производство. Даже когда речь идет о выпуске упрощенных версий моделей. На этой неделе в очередной раз был отложен старт сборки на АВТОВАЗе: а ведь речь идет пока о сборке самой простой версии LADA Granta, без подушек безопасности, без ABS и ряда других электронных компонентов. Тем не менее, сроки запуска конвейера снова сдвинули. На неделю. Дилеры LADA сообщают, что с середины июня в их салонах должны появиться новые «гранты», разумеется, с новыми ценниками. Какой будет их цена — пока не известно. Между тем, на рынке уже появились эксперты, которые обозвали «Гранту» без подушек безопасности машиной-убийцей. Ну, что тут скажешь? Явный перебор в оценках. В стране половина автопарка, если не больше — без подушек безопасности, а ярлык прилепили только к этой модели АВТОВАЗа. Многие не понимают, что для страны сейчас очень важно, чтобы запуск тольяттинского конвейера состоялся в принципе. И как можно быстрее. И не только потому, что без работы могут остаться тысячи людей… Речь идет о будущем отечественного автопрома.
Между тем, с 25 мая вступили в силу санкции США и в отношении другого нашего отечественного предприятия — «Группы ГАЗ». Эти санкции запрещают любые финансовые сделки с США и многими другими иностранными компаниями и ставят завод в сложную ситуацию. Напомним, что американские санкции в отношении «Группы ГАЗ» Минфин США отсрочивал в течение 4 лет, но больше откладывать не станет. ГАЗ и его дочерние компании теряют доступ к иностранным комплектующим. Журналисты «Коммерсанта» напомнили, что часть автобусов – туристические и междугородние – выпускались на шасси Scania (теперь компания приостановила поставки и выпуск в РФ). На линейку легких коммерческих автомобилей устанавливались дизельные двигатели американской Cummins (она тоже приостановила деятельность в РФ). А еще компания Bosch поставляла топливные системы на ЯМЗ, на «газели» ставились коробки передач ZF – все это и многое другое теперь поставляться в нашу страну не может.
Кроме того, в результате этих санкций ГАЗ на своей площадке в Нижнем Новгороде не сможет продолжать сборку автомобилей Volkswagen и Skoda. Напомним, на предприятии Volkswagen в Калуге выпускались Volkswagen Tiguan, Volkswagen Polo и Skoda Rapid, а на мощностях «Группы ГАЗ» велась контрактная сборка Volkswagen Taos, Skoda Kodiaq и Karoq, а также лифтбека Skoda Octavia. В 2021 году на производственных площадках компании было произведено 170,3 тыс. машин, из них 118 тысяч – на заводе компании в Калуге, а также 52,3 тыс. автомобилей – на производственной площадке в Нижнем Новгороде.
Из-за проблем с автокомпонентами работает с большими перебоями и конвейер калининградского «Автотора», многие машины сегодня выпускаются некомплектные, из за того, что поставки запчастей для конвейера задержались в Европе.
Что с запчастями?
Нельзя сказать, что ситуация с автокомпонентами совсем уж безнадежная. Давайте посмотрим, что в этом направлении принесла нам прошедшая неделя.
Во-первых, Правительство РФ выделило 30 млрд рублей на поддержку автокомпонентной отрасли. Во-вторых, компании и предприятия стараются наладить производство в рамках программ по импортозамещению. Так, например, на прошлой неделе в Нижнем Новгороде стартовал серийный выпуск продукции нового литейного завода «Группы ГАЗ». Нижегородский литейный завод (НЛЗ) станет основой для локализации легкого дизельного двигателя – для производства легких коммерческих автомобилей.
В-третьих, прошла информация, что Таиланд может начать производить запчасти для России. Об этом стало известно после беседы Максима Решетникова (глава Минэконом развития РФ) с заместителем премьер-министра, министром торговли Таиланда Чурином Лаксанависитом – в рамках форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. «С нами готовы обсуждать возможности для локализации производств автокомпонентов на территории России взамен «выпавших» западных поставок. Автомобильная промышленность Таиланда является одной из сильнейших в мире. В частности, с точки зрения производства автозапчастей», — сказал Решетников.
Еще одна возможность для поддержки автопрома в России – параллельный импорт. И в этом направлении на прошлой неделе тоже появился новый информационный повод. Так, у покупателей Wildberries теперь появилась возможность выбирать новый ассортимент автозапчастей, ввозимых предпринимателями в том числе и по параллельному импорту: двигателей, топливных систем, трансмиссий, электрооборудования, запчастей для ходовой системы, рулевого управления и т.д. Сервис позволяет запускать поиск не только по марке и модели, но и по Vin/Frame транспортного средства. В настоящий момент в ассортименте предлагаемых товаров – уже свыше 2,2 млн наименований. В планах компании — расширить его в 2022 году еще в 2 раза.
26 мая в Набережных Челнах прошло выездное заседание Комитета Совета Федерации по экономической политике. Обсуждались вопросы развития отрасли, предприятия которой продолжают работу на фоне беспрецедентных санкций. «По части номенклатуры Правительством, Минпромом, Комитетом проведена работа по легализации «параллельного импорта». Сейчас нужно чтобы таможня оперативно сработала и обеспечила возможность ввоза нужных запчастей». Андрей Кутепов затронул тему автокомпонентов. «По той номенклатуре, которую нельзя быстро освоить, нужно работать с поставщиками дружественных стран в новой логистике, а в краткосрочной перспективе наладить их производство.
В отечественном автопроме все сильнее звучит китайский акцент
На российском рынке продолжает расти доля китайских автомобилей. В апреле эта доля составила 12,6%, а по маю эксперты «АВТОСТАТ» прогнозируют еще более высокий результат. Ориентиром для таких прогнозов служит то, что в первые 2 недели показатель был 16% и 17%, в третью неделю — составил 15%.
Китайские коллеги продолжают знакомить россиян со своими продуктами. Так, из последних новинок, представленных нам – коммерческая модель JAC Sunray, которая будет поставляться с казахстанского завода «СарыаркаАвтоПром».
Новинка уже доступна для предзаказа у российских дилеров и поступит в продажу этим летом после завершения сертификации. Кроме цельнометаллических фургонов клиентам будут доступны микроавтобусы и комби Sunray, а также шасси, которые будут дорабатываться нижегородскими производителями надстроек.
Кроме того, нижегородская компания NEMO, официальный дистрибьютор китайских электрогрузовиков WOLV, изучает целесообразность импорта в нашу страну среднетоннажного электрического фургона WOLV FC40. Летом производитель планирует получить европейский ОТТС на эту модель.
Из легковых новинок — российским дилерам начал поступать новый кроссовер JAC S4, который начнет продаваться этим летом. Пока не известно, откуда будут поставляться эти машины – из Казахстана или из Китая.
Минпромторг подтвердил, что к производству на заводе «Москвич» будут привлечены китайские компании. Сначала мэр Москвы Сергей Собянин успокоил автолюбителей, что на бывшем заводе «Рено» не будут выпускаться старые модели автомобиля «Москвич», там будут производить «самые современные модели». Но все понимают, что для подобной работы понадобятся международные партнеры. По слухам, переговоры ведутся с автоконцерном JAC, но прорабатываются и другие варианты – такие, как FAW и BYD. Принципиальное решение по модели для московского предприятия пока не принято.
В действительности, сотрудничество с китайским автопромом может дать немало интересных новых возможностей. Кстати, на прошлой неделе представители этого автопрома в очередной раз удивили – они создали новый электромобиль — Letin Mengo, «доступный людям с доходом в 150 долларов».
В Поднебесной уже начали принимать на него заказы. Автомобиль оснащен мотором мощностью 48 л.с., при этом вариантов емкости тяговой аккумуляторной батареи три. И в зависимости от этого запас хода на одной зарядке составляет 130, 185 и 300 км. Габариты Letin Mengo – 3622 х 1607 х 1525 мм. Длина колесной базы – 2442 мм. В оснащении автомобиля также указаны 9-дюймовый экран на центральной панели, 5G, кондиционер, системы помощи водителю. В планах производителя — продавать Letin Mengo не только в Китае: планируются поставки в Камбоджу, Южную Корею, Панаму, Перу и Бразилию.
И еще один недорогой электромобильчик из Китая анонсирован на прошедшей неделе. Выглядит он, по российским мерках, не слишком серьезно – мы ведь предпочитаем большие кроссоверы. Но в этой миниатюрной и немного смешной малютке привлекательной выглядит разве что цена – в переводе на рубли примерно 350 тысяч.
При всем при этом – современный сенсорный монитор мультимедиа, электронная приборная панель, климатическая система. Все это называется «хэтчбек в ретро-стиле». В зависимости от выбранного аккумулятора может иметь запас хода на 200 или 300 километров.
Кстати, а вы заметили, что не только эксперты российского авторынка, но и журналисты российских автомобильных СМИ уже перестроились на новую реальность (в условиях санкций) и все чаще посматривают в сторону Китая, знакомя нас все с новыми и новыми новинками «оттуда». Еще один информационный «гвоздь», с которым журналисты познакомили нас на днях – опять же китайский автомобиль, выполненный в стиле нашей «Победы».
Готовит ее к выводу на рынок автоконцерн Great Wall. Название модели Yuanming переводится с китайского как «сбывшаяся мечта». Технические подробности новинки смаковать не будем – пока вроде бы незачем.
А между тем немного погрустим. Поскольку стало известно: корейский кроссовер Hyundai Creta в новой спортивной версии N Line представят не в России, как собирались раньше, а в Бразилии. Но в России деятельность Hyundai пока поставлена на паузу.
Отметим, что из-за объявленных санкций уже не впервые страдает российский календарь новинок. И если раньше мы каждый месяц подводили итоги, называя модели и марки, которые пришли в Россию, смаковали рестайлинги, новые комплектации, спецверсии, то теперь впору заводить новую рубрику, где перечислять, кто «не пришел» и кого мы вынуждены передвинуть в датах нашего календаря подальше или даже убрать совсем.
Остается надеяться, что со временем финансовые выгоды для автопроизводителей и интересы бизнеса восторжествуют над политикой. И кто-то из тех, кто находил наш рынок привлекательным и выгодным для инвестирования – еще сюда вернется. И для наших моделей найдутся достойные экспортные рынки тоже.
Из оптимистичного
Интересно, что в Японии, которая прекратила поставки в нам своих автомобилей, продолжаются продажи автомобилей LADA Niva и LADA Vesta — в обход санкций. Судя по информации местной компании Le Parnass, которая на эксклюзивных правах занимается импортом российских машин в Страну восходящего солнца, поставки автомобилей LADA продолжились и после 24 февраля. Жесткий запрет на наши поставки в Японию должен наступить после 18 июля. А пока японцы продолжают покупать наши седаны и внедорожники, пользуясь их относительно недорогой стоимостью.
Вопрос по тратам материнского капитала все еще не закрыт
В завершение нашего обзора ненадолго снова вернемся в Россию, где в очередной раз была предпринята попытка провентилировать возможность использования материнского капитала для покупки автомобиля. В этот раз попытку изучить общественное мнение на сей счет предпринял сервис по поиску работы SuperJob. О результатах исследования сообщает агентство ТАСС.
Опрос показал, что каждый второй опрошенный россиянин поддерживает предложение разрешить тратить средства материнского капитала на покупку автомобиля. В опросе участвовали 1,6 тыс. респондентов из числа экономически активного населения. 50% опрошенных поддержали инициативу, 26% — нет, 24% — затруднились ответить. Согласно результатам исследования, женщины одобряют идею покупки автомобиля на материнский капитал чуть чаще мужчин (52% и 49% соответственно). Среди респондентов с зарплатой до 50 тыс. рублей сторонников нового способа вложения маткапитала больше, чем среди тех, кто зарабатывает больше (54% против 50-51%). Респонденты с детьми одобряют законопроект чаще бездетных (54% и 49% соответственно). По сравнению с исследованиями прошлых лет, россияне все чаще хотят иметь возможность тратить средства маткапитала на покупку автомобиля. В 2015 году, согласно опросам SuperJob, аналогичная инициатива получила поддержку 45% граждан, в 2009 — 43%.
Фото: сайты производителей, открытые источники Яндекс