В ТОП-3 новостей нашего 14-ого автомобильного еженедельника, если не касаться цен и санкций, бьющих по автопрому — стоит отметить свадебный подарок Дэвида Бекхэма своему сыну (голубой ягуар, переделанный в электромобиль), решение Volkswagen по затонувшим в океане суперкарам, а также запуск в московском каршеринге электрических кроссоверов Tesla Model Y. Не то, чтобы эти события были так уж важны в масштабах автомира, но, безусловно, в числе самых ярких, привлекающих внимание. С обзора мировых новостей мы, пожалуй, и начнем.
С миру — по нитке, голому — рубашка
Известная пословица в этот раз оказалась очень даже кстати. И начнем мы мировой калейдоскоп новостей с Японии, где на прошлой неделе в столице открылся сервис проката… старых автомобилей Toyota. Собственно, на эту старость и сделали ставку бизнесмены, запустившие услугу на рынок. Идея хороша из-за своей простоты и может в современных условиях дефицита новых машин натолкнуть и кого-то из россиян на развитие подобного сервиса. Для аренды японцам предложили автомобили Toyota, выпущенные в 70-х, 80-х и 90-х годах прошлого века. Разумеется, их предварительно отреставрировали и они в прекрасном техническом состоянии: к реставрации привлекали инженеров Toyota Motor. Так, например, предложен прокат Toyota Corolla Levin TE27 (год выпуска — 1974), Celica 2.0 GT (1975 год) и Soarer 2.8 GT-Limited MZ10 (1982 год), Supra 2.5 GT Twin Turbo Aerotop JZA70 (1992 год). Понятно, что в России с ее автопарком легко встретить и более возрастные экземпляры серийных автомобилей (Запорожец, Москвич, Жигули), но, если сделать ставку на некоторые экзотические и редкие иномарки, завезенные единичным тиражом — вероятно, тоже можно найти категорию клиентов, которым такой ретро-прокат покажется интересным.
Еще одна автоновость пришла из Германии. Напомним, что в конце февраля на неком судне с названием «Felicity Ace» в районе Азорских островов случился пожар, который тушили пожарные в течение нескольких дней. Безуспешно. 1 марта Felicity Ace отправилась на дно океана вместе с 4 тысячами автомобилей — в основном производства концерна Volkswagen, в том числе люксовых суперкаров Porsche, Bentley и Lamborghini. На борту судна были также уникальные машины, которые уже не выпускаются несколько лет. Теперь вся эта роскошь лежит на глубине 3 км. Общий ущерб, причиненный пожаром, специалисты оценили в 400 миллионов евро.
В этой ситуации можно, конечно, посочувствовать страховой компании, на которую пришлись огромные выплаты, можно порассуждать о том, как человек продолжает захламлять мировой океан, пожалеть автомобили, которые не доехали до покупателей, но сегодня, когда прошло больше месяца, особый интерес вызывает то, как автопроизводитель решил поступить с клиентами, не дождавшимися своих заказов. Клиенты не должны пострадать и свои машины все равно получат, решили в Volkswagen Group — даже в условиях дефицита запчастей на ряде заводов. Заказы решено «повторить». На Felicity Ace было 15 Lamborghini ограниченной версии Aventador Ultimae стоимостью 500 000 долларов, производство которых уже официально прекращено. Но даже для этой дорогущей партии всю цепочку поставок восстановят и суперкары дособерут. дополнительным тиражом.
В минувшую пятницу объявлено, что немецкая марка Borgward (бренд был создан еще в 1929 году) прекращает свое существование. В пандемийный 2020-ый год бренд резко снизил объемы продаж, а вскоре за этим последовали долги, арест имущества. Все это завершилось 8 апреля официальным объявлением банкротства. В последние годы Borgward принадлежал китайскому автоконцерну Foton. На данный момент эксперты полагают, что у бренда еще остается небольшой шанс выжить, если найдется кто-нибудь, кто его купит.
Между тем другой немецкий бренд Porsche, напротив, продемонстрировал, как успешно идут его дела. В партнерстве с торговым конгломератом Sime Darby компания открыла новый завод в малазийском городе Кулим, который стал первым предприятием в истории штутгартской марки, расположенным за пределами Европы. До этого автомобили Porsche выпускались только на заводах в Германии, Словакии и Финляндии.
Еще один герой недели по части расширения производства и рынка сбыта — Tesla. Американский производитель на днях запустил свой пятый завод – предприятие под названием Gigafactory 5 было открыто в Остине (штат Техас), куда в прошлом году компания перенесла свою штаб-квартиру. Между прочим, в 2021 году ходили слухи, что Tesla всерьез прощупывает почву для открытия своего предприятия и в России. На форуме «Новое знание» Илон Маск в своем выступлении говорил, что хочет, чтобы заводы компании находились в разных частях мира. «Потенциально мы рассматриваем Россию», — заявил тогда он. Но не сложилось.
Электромобили
Однако, раз уж мы затронули тему электромобилей и Tesla — как тут не отметить совсем свежий информационный повод, связанный с моделями марки. Как раз в эти дни «Ситидрайв» объявил, что сделал для жителей и гостей Москвы доступным в каршеринге электрический кроссовер Tesla Model Y. Таким образом модель впервые попала в каршеринг не только в России, но и в мире. Стоимость поездки на новых Tesla Model Y рассчитывается по тарифу 50 рублей в минуту. Интересно, что в этом «тесловском» каршеринге автомобили почему-то решили не укомплектовывать зарядными кабелями. Для подзарядки пользователь должен связаться с техподдержкой, и в течение часа-двух (!) кабель доставят в нужное место. Или приедет техник, который поможет с зарядкой.
Пока у компании в парке каршеринг 10 Tesla — 8 в Москве (Помимо Tesla Model Y есть Tesla Model 3) и 2 — в Сочи. Скоро планируется усилить каршеринговое разнообразие электромобилями и в Санкт-Петербурге.
Еще одним ярким электроинформационным поводом можно назвать состоявшуюся 9 апреля свадьбу сына Дэвида Бекхэма. Собственно, даже не саму свадьбу, а подарок, сделанный для молодоженов легендарным английским футболистом. Знаменитый родитель подарил сыну и невестке открытый двухместный Jaguar XK140 1954 года выпуска, который предварительно отреставрировали и переделали в современный электрокар. Известно, что на создание уникального автомобиля ушло свыше тысячи часов работы команды мастеров из 120 человек.
Авторынок в России
Падение российского авторынка в марте существенно усилилось (в январе и феврале оно составляло 12%), а в марте он упал на 43% — продолжает сказываться военная спецоперация на Украине. https://www.autostat.ru/news/51161/. 6 апреля, когда в Москве проходил форум «FinAuto-2022», эксперты агентства «АВТОСТАТ» представили свой прогноз рынка новых легковых автомобилей на 2022 год. Так вот, по самому оптимистичному сценарию, за год в России будет продано примерно 980 тысяч машин, что будет на 35% меньше, чем в 2021 году. А в самом худшем случае – падение рынка составит все 70%. Подробнее о прогнозах агентства можно почитать здесь.
Выступавший на этом же форуме независимый эксперт Сергей Бургазлиев напомнил, что в отношении России сегодня применено беспрецедентное количество санкций. Для сравнения: против Ирана (который уже более 40 лет живет под действием санкций) применено 3616 санкций, против Сирии — 2608, против КНДР — 2077, против Венесуэлы — 651. Против нашей страны уже введено 2754 санкции, но готовятся очередные пакеты, и это число может превысить 7 тысяч. То есть, речь идет о беспрецедентном количестве разных ограничений, которые в значительной степени подрывают экономику. Ущерб от санкций только в первый год их действия, по оценкам JP Morgan, может составить 3 — 5% ВВП РФ. Конечно, Россия, как тот же Иран, будет пытаться часть наложенных ограничений обойти. Для этого вероятно придется создавать некие транзитные компании, внедрять бартерные схемы «как в 90-е» (и в этом плане России, обладающей ценными ресурсами, есть что предложить для обмена), а в отношении финансов один из возможных вариантов ближайших действий — создание электронной валюты со странами, с которыми Россия будет торговать.
А пока – падает спрос на автокредиты, возникают большие проблемы у автостраховщиков, которые уже попросили Центробанк увеличить максимальные сроки ремонтов (по автомобилям, попавшим В ДТП) и разрешить использовать б/у запчасти.
Китайцы из России не уйдут
О том, что в сложившейся геополитической ситуации в России некоторые (а может и абсолютно все) европейские и американские бренды могут уйти с российского рынка говорится уже больше месяца. И ровно столько же эксперты полагают, что как минимум китайские автопроизводители отсюда не уйдут, а даже, напротив, постараются усилить свое присутствие на рынке. И несколько очередных подтверждений этому пришло на прошлой неделе. Так, например, на нашем тульском заводе стартовало производство новой модели Haval Dargo.
Его продажи намечались на май, но, судя по началу производства, могут передвинуться на апрель. Подробнее о модели можете посмотреть в нашем календаре новинок. Напомним, что на сегодняшний день модельный ряд Haval на российском рынке включает кроссоверы F7 и F7x, рамный внедорожник H9 и компактный кроссовер Haval Jolion.
Еще один интересный факт – в общую китайскую «корзину»: в соцсетях появились фотографии с конвейера Ульяновского автозавода, на котором обнаружен кузов новой модели, по очертаниям напоминающий кузов китайского кроссовера Chery Tiggo 8, обновленная версия которого стартовала на российском рынке в середине февраля. В феврале много говорилось о том, что «Соллерс Авто» и Chery Automobile планируют производить автомобили на мощностях УАЗа, а также о том, что будут совместно развивать электротранспорт и перспективные модули для автопрома.
Опять же на днях китайский автоконцерн Great Wall запатентовал в России новый рамный внедорожник Tank 800. И это тоже говорит о том, что рынок России продолжает оставаться привлекательным для автопрома Поднебесной, несмотря на сложности с логистикой и санкции со стороны ряда государств.
Между тем некоторые эксперты уже выступили с заявлениями, что «китайцы» российский рынок «не спасут», и в качестве аргументов приводили объемы продаж. Другие – предположили, что на российский рынок вместе с зеленой улицей для китайского автопрома может прийти автопром иранский, который раньше уже делал попытки зайти на наш рынок, сегодня может повторить попытку — при более удачном для себя стечении обстоятельств.
Санкции продолжают наносить потери автобизнесу
На прошедшей неделе стало известно, что британский холдинг Inchcape покидает российский рынок после 16 лет работы, несмотря на хорошую выручку, полученную в 20221 году. У него остается около 20 дилерских центров в Москве, на которые он активно ищет покупателей.
В связи с перебоями в цепочке поставок и логистическими трудностями приостановилось производство автомобилей Mitsubishi на заводе «ПСМА Рус» в Калуге, поставки импортных моделей также прекращены.
Минпромторг пока не огласил каких-то новых документов в поддержку автопрома, но известно, что таковые готовятся, например, разрабатывается новых технический регламент – со сниженными требованиями к безопасности. Это позволит предприятиям запустить конвейеры, многие из которых сегодня стоят по причине непоставок необходимых автокомпонентов. Более мягкие требования к выпуску машин поддерживают на АВТОВАЗе и КАМАЗе, на УАЗе и в «Группе ГАЗ». Какую-то часть проблем, возможно, снимет параллельный импорт. Об этом много говорилось в последнее время, и Минпромторг уже дал некоторые разъяснения о том, как это будет работать.
Фото: Kinto Vintage Club, Еlle.ru, Car and Driver, paultan.org, открытые источники Яндекса