Минувшая неделя на авторынке неожиданно удивила обилием разных новостей, связанных с развитием электротранспорта в России. Кроме того, она, конечно, продолжила список санкционных событий, связанных с автомобильным производством и поставками/отказами от поставок в нашу страну новых автомобилей – в ответ на спецоперацию России в Украине, начавшуюся 24 февраля. Что касается ожидаемых новинок, то в ближайшее время, вероятнее всего, нам следует ждать обещанных стартов преимущественно из Китая. И уже есть подтверждение, что они готовятся. Но обо всем по порядку.
Электрокары: в России долго запрягают, но быстро едут?
До 2021 года развитие электротранспорта в нашей стране шло поступательно, но медленными темпами, весьма далекими от европейских. Российский электропарк рос понемногу – и мы знали главные причины этой медлительности: отсутствие инфраструктуры (мало зарядных станций), дороговизна таких машин по сравнению с бензиновыми и дизельными аналогами (с учетом роста цен на импорт разница стала выглядеть еще более ощутимой), отсутствие должной поддержки со стороны правительства.
Тем не менее, как оказалось, электроразработки в стране шли своим ходом. И вот – пожалуйста: на прошлой неделе стало известно, что в Ставрополе вышел на тесты новенький электротроллейбус, в Сколково создан первый серийный электрический трактор, в Москве начались испытания первого электрического речного трамвая, а в Липецкой области решено наладить производство электромобилей разного класса, и для этого создан новый бренд Evolute. Заметим, во всех этих новостях речь идет об отечественных разработках.
Новый троллейбус на автономном ходу начал возить пассажиров с 22 марта в городе Ставрополь. Пока в режиме тест-драйва, который будет длиться месяц. Троллейбус создан на саратовском заводе, его маршрут сознательно не стали упрощать: он будет проходить через центр города, от железнодорожного вокзала, часть пути – там, где нет линии, чтобы можно было несколько раз в день тестировать автономность его хода. Кстати, автономный ход новинки рассчитан примерно на 30 километров.
Что касается трактора, то он создан на базе серийной модели «КМ Универсал», которую собирают на предприятии в Чебоксарах. Он успешно прошел испытания и способен трудиться как в сельском хозяйстве, так и в городе, в коммунальном хозяйстве. Его серийный выпуск планируют наладить уже к концу 2022 года. Проект стал возможен в результате партнерства компании «Априорные Решения Машин» (АРМ), инжинирингового центра «Актив Техно» и «Чебоксарского завода силовых агрегатов» (ЧЗСА).
Еще одна новинка в нашем отечественном общественном транспорте — речные электротрамвайчики. К их испытаниям приступили в Москве, подрядчики проверяют работу техники в условиях холода. Из интересного: первые российские электрические суда начнут совершать полноценные регулярные рейсы по Москве-реке этим летом, а использовать их планируют круглый год, без перерыва на зиму. Пока про них известно, что они экологичные, бесшумные, экономичные.
Но главным событием, которое обсуждали специалисты на этой неделе, стало сообщение, что при участии Минпромторга скоро в Липецкой области начнется производство электромобилей Evolute. Уже известно, что на конвейер будут поставлены седан, минивэн и три кроссовера. В проект за 11 лет будет инвестировано свыше 13 млрд рублей. За это время компания «Моторинвест» планирует выпустить более 242 тысяч электромобилей. Так, клиентам предложат седан под названием I-Pro длиной в 4680 мм, его оборудуют электромотором мощность 150 л.с., запас хода автомобиля – 420 км. В модельный ряд войдет и минивэн Evolute I–Van длиной 5,1 метра с двигателем в 123 л.с., на одной зарядке автомобиль сможет проезжать до 410 км. Пополнить заряд батарей с помощью системы быстрой зарядки до 80% можно будет за 35 минут. Кроссовер I-Joy длиной 4,4 м поступит в продажу с электромотором мощностью 163 л.с., он способен проехать без подзарядки 405 км. Вседорожник I-Jet длиной 4,7 метра получит установку мощность в 693 л.с., запас хода у кроссовера — 500 км. Завершит модельный ряд линейки Evolute еще один кроссовер, который будет оснащаться 695-сильной установкой и сможет проезжать на одном заряде до 750 км.
Напомним, что в России принята концепция по развитию электротранспорта, в соответствии с которой в стране к 2024 году планируется выпускать не менее 25 тыс. электрокаров в год и открыть более 9 тыс. зарядных станций. На втором этапе (2025-2030гг.) выпуск транспорта с электроприводом должен составить около 10% от общего объема производства транспортных средств. К 2030 году намечено ввести в эксплуатацию не менее 72 тыс. зарядных станций.
В завершение электро-сообщений добавим новости из-за границы. В конце прошлой недели в 35 км от Берлина торжественно открылся новый европейский завод Tesla. По мере выхода на проектные мощности предприятие сможет выпускать около 500 тысяч электрокаров в год. На первых порах это будут Tesla Model Y. Первые автомобили местной сборки поступят к дилерам в апреле.
И еще об одном электро-новшестве стало известно в эти мартовские дни. Suzuki подписала партнерское соглашение с японским разработчиком летающих автомобилей SkyDrive, чтобы помочь ему запустить прототипы электрических версий в массовое производство и выйти на другие рынки.
Санкции против России: бумерангом по автопрому Европы
Весь месяц лента новостей отечественного автопрома была переполнена сообщениями о приостановке российских автозаводов и поставок новых автомобилей в нашу страну со стороны ряда европейских и американских брендов. Однако на минувшей недели эти сообщения были разбавлены другими – об остановках производства на европейских автомобильных заводах из-за российско-украинских событий.
24 марта стало известно, что европейские заводы Audi вынуждены были остановить производство восьми своих моделей — по причине непоставок комплектующих, необходимых для сборки. Заявлено, что остановка может продлиться несколько недель. Кроме того, в начале недели по той же причине приостановили производство несколько европейских предприятий (в Испании и Германии) компании Ford. А еще неделей ранее пострадало производство BMW – по причине нехватки жгутов, которые собирались на территории Украины. Все эти события заставляют задуматься о том, что глобальный мир (не только автомобильный) настолько активно использует международную кооперацию и сотрудничество, что сегодня очень легко, нарушив всего одно звено, остановить всю производственную цепочку. Впрочем, примеры тому мы уже наблюдали весь 2021 год, когда из-за пандемии и нехватки полупроводников мировой автопром весь год страдал от их недопоставок на конвейеры.
Но теперь давайте вспомним о российских потерях автопрома на прошедшей неделе. 23 марта Совет директоров Renault Group принял решение приостановить работу завода Renault в Москве. 24 марта АВТОВАЗ выпустил релиз, в котором сообщил, что готовит спецверсии некоторых моделей LADA, «которые будут менее подвержены влиянию импортных комплектующих». Они станут доступны к покупке «в ближайшие месяцы».
Geely сообщила, что сборка кроссоверов Atlas Pro и Coolray на заводе «БелДжи» приостановлена до 1 апреля (с 16 марта), но на отгрузку автомобилей это не повлияло – машины дилерам поступают в обычном режиме. 25 марта стало известно, что иностранные автопроизводители начали останавливать работу фирменных сервисов аренды своих машин по подписке в России. Такие услуги уже не оказывают Volvo и Porsche, компания Audi сократила ассортимент с 11 до 3 моделей.
Внушает оптимизм, что 24 марта представитель горкомитета по промышленной политике Санкт-Петербурга сообщил: автозаводы (Hyundai, Toyota и Nissan) планируют возобновить производство автомобилей.
Еще одна новость, которая добавит разнообразия на российском рынке — каршеринг Green Crab на электромобилях JAC хотят запустить в скором времени во Владивостоке. В данный момент китайские электрокары уже начали обкатывать в Москве. Об этом сообщил портал «Китайские автомобили. Рф».
Новинки авторынка. Ждем китайских дебютантов
Совсем без новинок по причине санкций российский авторынок остаться не должен – помогут китайские и корейские автопроизводители. Напомним, недавно в марте, в России состоялся старт новой модели Exeed LX – согласно предварительно заявленным планам. А на прошлой неделе пришло очередное подтверждение, что и другая китайская компания продолжает готовить новинку для российского авторынка.
Речь идет о новом кроссовере компании Geely — Monjaro.
Технические подробности о новинке можно посмотреть в нашем календаре. Пресс-служба бренда сообщила, что завершила цикл пробеговых испытаний новинки, предназначенной для России — в условиях экстремально низких температур. Согласно заявленным ранее планам, Monjaro готовится к выходу на наш рынок во второй половине года. Тесты проводились на севере нашей страны — с тем, чтобы проверить работу обогрева лобового стекла, руля, форсунок стеклоомывателя, боковых зеркал, пластиковых и резиновых деталей и элементов.
Напомним также, что в апреле из числа китайских новинок к нам на рынок могут зайти совершенно новая для нас модель Changan Uni-K и рестайлинговый Chery Tiggo 7 Pro.
Госдума повысила порог налога на роскошь
Об этом говорили, этого ожидали, необходимость пересмотреть «налог на роскошь была уже просто необходима. Все гадали только о том, какую же стоимость автомобиля депутаты сочтут роскошной. предлагалось повысить порог до 5 или 7 млн. однако реальность превзошла ожидания.
Наконец на прошлой неделе депутаты Госдумы приняли в третьем (окончательном чтении) поправки в Налоговый кодекс. И теперь минимальный порог стоимости легкового автомобиля, на который распространяется повышенный транспортный налог, изменен с 3 млн рублей до 10 млн рублей. Эти изменения будут распространяться на автомобили, приобретенные с 1 января 2022 года.
Фото: gazeta.ru, autorating.ru, Automobilwoche.de, китайские автомобили.рф