Наш предыдущий обзор из-за праздника 8 марта охватывал временной период больше недели, поэтому сегодняшний мы сделали, наоборот, короче. Отметим, что даже за такой короткий период — 5 дней — новостей в автобизнесе меньше не стало. А вот разнообразие их оставляет желать лучшего – все те же санкции, цены, остановки на производствах, выжидательная позиция, которую заняли многие автобренды, раньше планировавшие долгосрочное сотрудничество с нашей страной. На фоне всего этого сообщение, что АВТОВАЗ собрал первый предсерийный автомобиль новой модели LADA B-класса выглядело особенно ярким и позитивным.
Но обо всем по порядку.
Российский автопарк. Сколько сегодня автомобилей в России?
Традиционно аналитическое агентство «АВТОСТАТ» в начале года проводит «инвентаризацию» автомобильных парков на территории Российской Федерации. На днях были опубликованы свежие цифры. Итак, на 1 января 2022 года в нашей стране числилось 45,5 млн легковых автомобилей. Это составляет 76,3% от общего количества транспортных средств (59,6 млн шт.). Самой распространенной маркой легкового автопарка по-прежнему остается отечественная LADA, на долю которой приходится почти 30% (13,5 млн шт.). На втором месте — японская Toyota (4,1 млн шт.). Далее с одинаковыми показателями (по 2,5 млн шт.) следуют корейские бренды Hyundai и Kia. Следом за ними по численности — японский Nissan и французский Renault (по 2,2 млн шт.). В ТОП-10 по объему парка также вошли: Volkswagen (1,8 млн шт.), Chevrolet (1,7 млн шт.), Ford (1,4 млн шт.) и Mitsubishi (1,3 млн шт.).
Коммерческих автомобилей в нашей стране зарегистрировано 8,4 млн. экземпляров. Из них чуть более половины принадлежит легкой коммерческой технике (4,22 млн шт.), 44,8% — приходится на грузовые автомобили (3,77 млн шт.), 4,9% — занимают автобусы (0,41 млн шт.).
Поставки и санкции. Эффект бумеранга
О своей паузе в отношениях с российскими покупателями автомобилей на прошлой неделе объявили люксовые бренды Lamborghini и Ferrari.
Думается, что эту новость основная масса наших автолюбителей пережила довольно стойко, без массовой скорби. Потому что роскошные автомобили – сегмент, который затрагивает небольшую часть населения, причем, преимущественно в столице. По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», за 12 месяцев прошлого года россияне приобрели 55 автомобилей Ferrari и 174 Lamborghini. Эти потери неприятны (большое разнообразие модельного ряда — на все вкусы и кошельки – конечно, говорит о сильном рынке и высокой покупательской способности граждан), но, согласитесь, в масштабах 1,5-миллионного авторынка в нашей стране цифра в 229 единиц не выглядит катастрофической. Особенно если учесть, что львиная доля этих супердорогих потерь пришлась на Москву с пригородами и Санкт-Петербург.
Спокойно и без паники российские автолюбители, вероятно, восприняли и новость, которая стала известна в конце прошлой недели: с 16 марта под запрет к ввозу в Россию со стороны США, кроме дорогой парфюмерии, бурбона и виски, роскошной обуви стоимостью более 1000 долларов за пару, теперь попали снегоходы, мотоциклы и электромобили. Ну, что тут скажешь? К электромобилям россияне пока привыкнуть не успели, они у нас в массовыми не стали, да и мотоциклы в последние годы предпочитали все больше японские, китайские и немецкие.
Гораздо больше сейчас россиян беспокоит продолжающийся рост цен на автомобили — как на новые, так и на подержанные. Они растут не только из-за дефицита в автосалонах, но и из-за нестабильности на финансовых рынках (экономическая и политическая ситуация в стране, скачки на валютных рынках, повышение ключевой ставки ЦБ и пр.). При этом страдают не только личные сбережения граждан, но и вся цепочка финансовых институтов, связанных с автобизнесом — автокредитование, автострахование, автолизинг.
Еще немного о поставках. Infiniti приостановила поставки в Россию, при этом в пресс-службе компании сообщили, что у российских дилеров бренда автомобили находятся «в достаточном количестве». Пришла также новость от «Джили моторс»: китайская компания планирует возобновить отгрузки новых автомобилей, приостановленных в начале марта.
Отметим, что Правительство России на прошлой неделе определило перечень товаров, запрещенных к вывозу с территории страны до 31 декабря 2022 года, и в этот список попали легковые автомобили, ранее привезенные из-за рубежа.
Между тем, как пишет издание «За рулем», санкции, вводимые Европой и США, все чаще начинают отлетать бумерангом назад, и мировой автопром это уже почувствовал: стала расти себестоимость производства автомобилей. Во многом влияют цены на металл, которые резко выросли. Алюминий нужен в кузовах, палладий — в каталитических нейтрализаторах, высококачественный никель — в батареях электромобилей. Но Россия производит 20% высококачественного никеля в мире, а цены на алюминий и палладий на фоне угрозы отказа от российских поставок достигли рекордных максимумов, стоимость никеля впервые преодолела отметку в 100 тыс. долларов за тонну. По данным консалтинговых компаний LMC Automotive и JD Power, средняя цена нового автомобиля в США в феврале составила уже 44460 долларов, что на 18,5% больше, чем год назад. Растут цены на автомобили и в Европе – по аналогичным причинам. Подробнее об этом можно прочитать здесь.
Новости автопрома. КАМАЗ, Nissan, АВТОВАЗ
В числе производственных потерь за последние несколько дней стоит отметить новость об остановке завода Nissan в Санкт-Петербурге с 14 марта — в связи с нехваткой комплектующих. Пока речь идет о трех неделях простоя конвейера. Пришла новость о приостановке сборки автомобилей на ИжАвто и АВТОВАЗе.
Заявлено, что ижевское предприятие берет паузу с 14 по 18 марта. На АВТОВАЗе остановлена линия B0, а что касается конвейера, где собирают LADA Granta и Niva Legend — после двухдневной паузы в работе, они продолжат сборку 16-18 марта.
В штатном режиме продолжает работать на российской территории завод «ПСМА Рус». Калининградский завод «Автотор» продолжает выпускать автомобили марок Kia и Hyundai. По словам губернатора области, имеющихся запасов деталей хватит примерно на 3 месяца работы, при этом корейцы продолжают отгружать комплектующие.
Отечественный автогигант КАМАЗ одним из первых подпал под каток антироссийских акций: напомним, ему был обрезан экспорт грузовых автомобилей в целый ряд стран и ограничены поставки некоторых важных автокомпонентов. К 9 марта руководство предприятия оценило собственные ресурсы в создавшихся условиях, определилось в приоритетах и выдало новый производственный план, в котором пока не будут выпускаться автомобили и шасси с двигателями Cummins (США), коробкой передачи ZF (Германия) и топливной аппаратурой Bosch (Германия). Да, основную массу производства в ближайшие месяцы составят грузовики поколения К3 класса «Евро-5», новинку К5 не получится выпускать в желаемых объемах, тем не менее, суточный выпуск КАМАЗа в марте предполагается оставить достаточно высоким — 180 грузовиков в день.
Временно остановил производство автомобильных шин калужский завод Continental – «в связи с большим скоплением запасов готовой продукции» на складах, произведенной ранее для поставки на экспорт. «Ищем возможность реализовать эту продукцию российским покупателям, а также работаем над переориентацией производства на отечественный рынок», — сообщила пресс-служба компании.
На смену техосмотрам придут проверки на дорогах
Что же касается внутренних новостей, которые могут коснуться широкой категории автовладельцев, нельзя забыть об очередном всплеске активности законодателей, связанном с техническим состоянием транспортных средств в России. Да, техосмотры отменили. Но при этом весьма очевидно, в правительстве идет поиск вариантов, чтобы заставить автовладельцев следить за исправностью своих машин. На кого возложат контрольные функции? Вероятнее всего – все вернется на круги своя, замечать неисправности будут инспектора ГИБДД. О механизмах процесса пока еще спорят. Не решено главное — будут ли сотрудники ГИБДД ограничиваться только внешним осмотром при выборочных вылавливаниях нарушителей на дороге или их снабдят специальными приборами для более глубокой оценки состояния транспорта. Во всяком случае, и в Кодексе административных правонарушений уже шла речь о повышении штрафов и о передаче части функций по контрою представителям МВД, а 10 марта прошли слушания в Общественной палате РФ. Вопрос пока удалось отложить, но ключевое слово здесь – «пока».
Фото: АВТОВАЗ, пресс-службы брендов-автопроизводителей, открытые источники Яндекса