На глобальном автомобильном рынке обсуждаются две главные новости прошедшей недели. Первая — что в апреле 2022 года Китай по объемам проданных автомобилей (впервые за последние несколько лет) уступил место США. Вторая — про GM: американская компания объявила, что в Европе оставит только продажи электромобилей. Российские же новостные «гвозди» недели оказались связаны с решением возродить бренд «Москвич» и с тем, что активы Группы Renault на территории нашей страны перешли в государственную собственность России. «Корейцы» продолжают процесс сертификации у нас своих моделей, и это обнадеживает — так как демонстрирует желание оставаться на российском авторынке и дальше, несмотря на геополитику. Но обо всем — по порядку.
В мире
Но откроем мы сегодняшний выпуск с «десерта». Для того, чтобы немного отвлечься от суровых прогнозов по авторынку, от локдаунов, остановок и снижения продаж. На затравку — небольшой и свежий сюрприз, связанный с поиском альтернативных бензину источников энергии.
В Нидерландах создали Squad Mobility.
Между прочим, эту малютку позиционируют, как «первый в мире городской автомобиль на солнечной энергии». В длину Squad Solar City Car достигает двух метров, в ширину — 1,2 метра, в высоту — 1,6 метра. Таким образом, она на целых 70 сантиметров короче индийского Bajaj Qute. В нее помещаются два человека и небольшой багаж (объем багажника 68 литров). По типу двигателя — это электрокар. Два электромотора мощностью по 1,6 кВт установлены сзади. На крыше расположены солнечные батареи. С учетом суммарной энергии электро и солнца Solar City Car способен проезжать на одной зарядке до 100 километров. При этом солнечная батарея добавляет к запасу хода примерно 20 километров в день, но только летом. Разработчики озвучили цену такого транспортного средства — 6250 евро, а журналисты Motor.ru уже подсчитали, что по нынешнему валютному курсу это чудо техники стоит 420,7 тысячи рублей. При желании салон можно оборудовать кондиционером, подстаканниками, держателем для телефона и даже поставкой под ноутбук.
Squad Solar City Car относится к категории L6e и значит для управления им требуются права как на мопед. В некоторых европейских странах автомобильчики этой категории законом разрешено водить уже с 14 лет. Кстати, у Solar City Car практически нет проблем с парковкой.
Улыбнулись? Теперь вернемся в суровые будни. Потому что в России, как и в целом ряде других стран мира симпатии автовладельцев находятся не на стороне миниатюрных коротышек, на дорогах мы предпочитаем кроссоверы — покрупнее и помощнее. И вот для сравнения с голландской солнечной новинкой покажем новичка китайского, который тоже готовится к выходу в мир этой осенью. Гибридный внедорожник китайской марки Beijing крупнее, чем Ленд Крузер Прадо — его длина 5,02 м. Уже за одну только длину проникаешься уважением, такой трудно не заметить…
И пусть пока почти ничего не известно о технических характеристиках этой модели, однако для россиян сегодня все, связанное с китайским автопромом, представляет повышенный интерес, так как это всё завтра может реально появиться у нас в автосалонах. Доля китайских брендов в России продолжает расти. В каких-то регионах она уже достигла 10% (каждый десятый проданный новым автомобиль — китайского происхождения), в некоторых — уже превысила и этот барьер. Об этом говорит очередное исследование аналитического агентства «АВТОСТАТ».
Кстати, о Китае. Авторынок Китая, который, казалось, невозможно «победить», когда речь идет об объемах продаж автомобилей (25-28 млн в год), в апреле 2022 года не сумел удержать свое первенство на глобальном рынке. Он уступил его США — настолько повлияла на производство и рынок в Поднебесной очередная вспышка коронавируса, за которой начались локдауны в регионах и остановки заводов. Мировым лидером по продажам автомобилей в прошлом месяце стала Америка с показателем 1 млн 246 тысяч машин. Китай же сумел реализовать за месяц «только» 1 млн 157 тысяч автомобилей. Практически все лидеры глобального рынка продемонстрировали падение продаж, но гораздо меньшее, чем Китай (у него -45,4% по сравнению с прошлым годом).
GM в Европе будет продавать только электромобили. Об этом заявила в конце прошлой недели генеральный директор GM Мэри Барра. Американцы фактически ушли из Европы: у GM не осталось производств на территории европейских стран, осталось лишь несколько моделей Chevrolet и Cadillac, которые они поставляют сюда. Но план возвращения готовится. Барра видит потенциал в европейском рынке как в площадке для сбыта массовых электромобилей, хотя приоритетными для концерна останутся Китай и Северная Америка. С какими моделями GM может прийти в Европу, где интерес к электромобилям ежегодно растет, пока непонятно. Известно, что к 2025 году GM планирует вывести на рынок 30 моделей «на батарейках», среди которых GMC Hummer EV и электрокроссоверы Cadillac и Chevrolet. Кроме того, недавно General Motors объединился с Honda для разработки общей платформы для бюджетных электрокаров, первый автомобиль на этой платформе должен появиться в 2027 году. Впрочем, для России эти планы пока ни о чем не говорят, ведь GM уже дважды уходил с нашего рынка, и последний раз это случилось совсем недавно, нынешней весной.
Чем еще интересовался большой глобальный автомобильный мир? Bentley Motor, как выяснилось, в заботе об экологии (!) решило делать ручки вентиляционных отверстий для своих автомобилей позолоченными (18-карат), а еще вручную наносить новый суперделикатный шпон на детали. Об этом писала carsweek.ru и еще целый ряд автомобильных СМИ.
Не будем завидовать, абсолютному большинству жителей нашей страны не по карману даже колесо от такого Бенли. А что касается наших любителей роскоши, то в Россию такие Бентли попадать теперь не должны — ведь в силу действия санкций нашей стране отказано в поставках суперкаров из недружественных стран. Ну разве что через параллельный импорт… Поэтому давайте посмотрим, на какие новинки могут рассчитывать в наших текущих условиях россияне.
В России
Эксперты подвели итоги продаж легковых автомобилей в нашей стране за апрель. И хотя российский рынок все еще остается в десятке европейских лидеров (сейчас он на шестом месте), но приходится констатировать, что объемы покупок новых автомобилей в России в апреле упали в 4,6 раза.
Самой продаваемой моделью в России по итогам апреля осталась LADA Granta, но за месяц ее приобрели только 2598 человек (-82%). Аналогичное падение показала и LADA Vesta – 1977 проданных машин (-82%). На столько же снизились продажи Hyundai Creta. У других — ситуация где-то лучше, где-то хуже. И это только — на рынке легковых машин. Продажи коммерческих автомобилей в апреле упали более чем вдвое. Кому интересны конкретные цифры — смотрите подробности здесь.
Достаточно сказать, что впервые за месяц грузовых автомобилей было продано больше, чем легких коммерческих автомобилей, раньше ВСЕГДА было наоборот. Поэтому нам не приходится вальяжно рассуждать о золоченых украшениях для Бентли и маленьких багажниках Solar City Car. Под угрозой — разнообразие модельного ряда автомобилей в России и наша покупательская способность при непомерно возросших ценах. Постараемся сохранить оптимизм, основываясь на новостях прошедшей недели. Итак, что мы имеем в плюсе?
Заявлено, что АВТОВАЗ в ближайшее время сохранит весь свой модельный ряд и после ухода Renault. При условии, конечно, если успешно завершит эпопею с поиском поставщиков комплектующих. Сегодня вышли из майских отпусков автозавод Haval в Тульской области.
Продолжил выпуск своих автомобилей Ульяновский автозавод.
Завод «Рено Россия» перешел во владение Правительства Москвы. Соглашения с французами подписаны. Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал, что теперь на этом заводе возобновят производство легковых автомобилей «Москвич». Это конечно не значит, что мы снова увидим на наших дорогах продукты АЗЛК конца 90-ых – «святогоры» и «князи владимиры».
Эксперты говорят, возрождение бывших моделей уже и в принципе невозможно — и не только потому, что утеряны нужные чертежи и расчеты. Просто прежние платформы уже никому не нужны, технологии движутся вперед. И внедрять новые технологии на вновь обретенном отечественном предприятии Москва теперь будет в партнерстве… с КАМАЗом. По понятным причинам, никто сегодня не может говорит о сроках, когда же цеха столичного предприятия начнут сборку новинок. Но есть понимание, что двигаться этот завод со временем будет в сторону выпуска электромобилей.
Еще из наших отечественных новинок — презентация внедорожника Aurus Komendant. Представители Минпромторга конкретизировали, что она намечена на конец лета.
Одобрение транспортного средства уже получено, сертификация пройдена.
В последние месяцы из заявлявшихся ранее новинок свои планы подтверждали в основном только китайские бренды. И прошлая неделя не стала исключением. Так, стало известно, что кроссовер Chery Tiggo 7 PRO получит в России полный привод вслед за новинкой Tiggo 8 PRO Max.
Кроме того, Great Wall запатентовал в РФ еще не представленный в КНР кроссовер Haval Moster Coupe и облик купеобразного кроссовера Haval Shenshou («Мифический Зверь»).
Еще в самом начале спецоперации России в Украине специалисты предрекали, что разнообразие модельного ряда на авторынке будут спасать автопроизводители из КНР, не захотят отдавать завоеванные позиции и корейские автопроизводители. На данный момент эксперты «АвтоРевю» полагают, что и КНР, и Южная Корея смогут начать импортировать новые автомобили для граждан РФ в 2022 году. Они обнаружили, что корейские Hyundai и Genesis, а также китайские Haval, Geely и JAC начали оформлять альтернативные (двойные) Одобрения типа транспортного средства (ОТТС). Сегодня среди одобрений можно найти документы, в которых фигурируют российские и белорусские площадки (как в случае с Geely), так и заводы в родных для этих марок странах. Пока эксперты не берутся комментировать, с чем это связано, но простая логика подсказывает: раз оформляются документы — для чего-то это нужно). По два ОТТС имеют теперь Haval Dargo (российской и китайской сборки), Geely Coolray и Geely Atlas Pro (оба – белорусской и китайской сборки). Есть двойные сертификаты у автомобилей корейского концерна Hyundai, выпускавшиеся ранее на заводе «Автотор». Офомлены необходимые ОТТС и для прямого импорта Kia K5, Soul, Seltos, Sorento и Stinger, Genesis G70 и GV80, а также Hyundai Santa Fe корейского производства. Все перечисленные модели сертифицированы с теми же двигателями, с которыми они выпускались. Поэтому ждем дальше развития событий. И надеемся, что большой сектор экономики под названием «автобизнес» не останется без работы, а жители нашей страны – без доступных к покупке автомобилей.
Какие машины чаще подвергаются угонам?
Ну, а пока мы ждем, есть смысл подумать о сохранности уже купленных россиянами автомобилей. На прошлой неделе автомобильные СМИ публиковали релиз страховых компаний по данной теме. Страховщики еще в начале весны предупреждали о вероятном росте числа угонов машин. Из-за роста цен на автомобили и из-за дефицита комплектующих для ремонта, который пока активно не проявляется, но он есть, и может дать рост криминальной статистике. По данным Российского союза автостраховщиков, с начала года в стране было угнано 264 автомобиля из числа застрахованных. Подавляющее большинство — модели Hyundai, Lada и Kia. Самой популярной машиной у преступников стал… кроссовер Hyundai Santa Fe. По словам исполнительного директора РСА Сергея Ефремова, угонщики традиционно предпочитают наиболее ходовые автомобили и те, запчасти на которые пользуются повышенным спросом. Причём больше всего угонов компания отметила в Московской области. Среди моделей Hyundai наибольшим интересом у преступников пользовались кроссовер Santa Fe, а также модели Solaris и Creta. Самыми угоняемыми автомобилями Kia стали Rio, Rio X-Line и Sportage, у Toyota — Land Cruiser и Camry. Пока лавинообразного увеличения краж, которое предрекалось, нет, говорится только о небольшом изменении показателей в сторону увеличения угонов и разборов. Но необходимо быстрее решать на рынке проблему дефицита запчастей, налаживать логистику их поставок в страну. Частично проблема снимается параллельным импортом, но только частично.
Фото: Auto.ironhorse.ru; Motor.ru; открытые источники Яндекс