Сегодня, 2 июня 2009 года, исполнилось ровно 13 лет со дня официального открытия завода Nissan в Петербурге. Вероятно, сотрудникам предприятия хотелось бы отметить этот день как-то иначе, но пока конвейер, взявший паузу еще 14 марта нынешнего года, стоит. Причина та же, что и у ряда других заводов российского автопрома — нарушение логистических цепочек в поставках автокомпонентов, вызванное санкциями в отношении нашей страны. В день рождения не хочется о грустном, давайте лучше вспомним, как начиналась история этого завода 13 лет назад.
Ты помнишь, как всё начиналось? Все было впервые и вновь
В книге «Авторынок России. История в цифрах и фактах» подробно рассказывается о том, когда представители Nissan впервые заявили о своем желании создать сборочное предприятие в России. Что подтолкнуло японцев к этому решению? В 2004 году на нашем авторынке уже активно работал официальный дистрибьютор бренда, а официальные дилеры предлагали у нас в стране семь моделей Nissan — Almera, Primera, X-Trail, Micra, Maxima QX, Patrol, Terrano. В 2005-ом стартовали продажи еще одной модели — Pathfinder.
За 2005 год Nissan реализовал россиянам больше 46 тысяч своих автомобилей, и это уже превысило тот объем, который был «освоен» в целом за первые 10 лет присутствия в России. Поэтому решение о запуске российской сборки выглядело вполне закономерным продолжением такого бизнес-сотрудничества. В апреле 2006 года представители Nissan заявили о своих намерениях построить в нашей стране собственное предприятие, в июне того же года в рамках Санкт-Петербургского экономического форума был подписан меморандум. К февралю 2007 года объект получил в правительстве региона статус стратегического проекта, в июле в районе поселка Каменка заложен первый камень в основание будущего предприятия. А через 2 года завод торжественно открыли и с конвейера сошел первый автомобиль — Nissan Teana.
Ключи от первого автомобиля тогда вручили президенту компании Nissan Карлосу Гону: чтобы подчеркнуть высокую значимость и самого проекта, и российского рынка, глава корпорации прибыл в Санкт-Петербург на открытие завода лично. История умалчивает о судьбе этого первого автомобиля Nissan, произведенного в России, но скорее всего, он был отдан на какие-то благотворительные цели (у зарубежных автокорпораций такие жесты давно стали традицией) либо остался на заводе – для демонстрации потомкам. На открытии завода присутствовал Владимир Путин, в то время он был в должности председателя правительства РФ.
В августе 2009 года первые автомобили Nissan российской сборки появились у дилеров, в декабре — стартовали продажи второй модели Nissan, также собранной в Петербурге — X-Trail. Интересно, что японцы не стали тратить время на «отверточный период», как некоторые другие иностранные автопроизводители, а сразу запустили на предприятии полный сборочный цикл, включая сварку и окраску кузовов. Вероятно, выбранная стратегия и точный подбор моделей для конвейера сделали свое дело, потому что уже в 2010 году, несмотря на кризисные явления на авторынке, Nissan в России улучшил свои продажи и сумел выйти на 3 место среди автопроизводителей. Ему даже тогда удалось обогнать своего ближайшего конкурента — Toyota — и стать самым продаваемым японским брендом в России. Специалисты утверждают, что перенос производства на российскую площадку дал марке в первую очередь ценовые преимущества (по некоторым данным, снижение цены на X-Trail 2010 года составило в среднем 9,5%) и уменьшил сроки поставок автомобилей в автосалоны.
Каков сегодня автопарк Nissan в России?
Усилия дилеров и автопроизводителя в России не прошли даром. На сегодня парк легковых автомобилей Nissan в России входит в ТОП-5 самых крупных среди парков иностранных автомобильных брендов. По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», на 1 января 2022 года в наших регионах стояло на учете более 2,2 миллиона этой японской марки. И, кстати, первые строчки самых распространенных в стране моделей бренда Nissan — занимают автомобили, которые выпускались в Санкт-Петербурге: X-Trail, который запустили в первый год работы завода (их сегодня в стране почти 363 тысячи) и Qashqai, который поставили на сборку немного позже (их более 356 тысяч). И это лидерство — среди 84(!) моделей Nissan, которые можно встретить сегодня на территории нашей страны.
Что будет дальше с российскими активами Nissan?
По итогам 2021 года петербургский завод Nissan выпустил 45040 автомобилей, это фактически на уровне плановой мощности предприятия. Часть из этих автомобилей ушла на экспорт — в Казахстан и Беларусь (более 4,4 тыс. шт.). С 14 марта 2022 года завод, работающий раньше в 2 смены, остановлен. Около 2 тысяч сотрудников отправлены в отпуск с сохранением части зарплаты. Напомним, что весной на этом предприятии выпускались кроссоверы Qashqai, X-Trail и Murano.
Гендиректор Nissan Макото Утида в первой декаде мая заявил, что приостановленные компанией бизнес-операции в России могут не возобновиться «до конца 2022 финансового года» (финансовый год завершается 31 марта 2023 года). Но руководитель Минпромторга РФ Денис Мантуров полагает, что судьба этого и других предприятий решится уже в ближайшее время. Какие-то переговоры ведутся…
Фото: РИА; akoc.ru; открытые источники Яндекс