Эксперты «Банкавто» проанализировали итоги января на рынке новых автомобилей в России. Как и ожидалось, в 2022 году тренд снижения рынка, демонстрируемый седьмой месяц подряд, продолжился. В первом месяце текущего года большинство лидеров авторынка продолжали испытывать проблемы с поставками автомобилей в розничные сети. Лидером по росту продаж в первой десятке выступил Haval (3,2 тысячи а/м; +102%), а аутсайдерами – Skoda (3,8 тысячи а/м; -36%). Доля АвтоВАЗа упала ниже 20%, а у китайских автопроизводителей, продолжающих агрессивно завоевывать российский авторынок, достигла 10,5% и вполне может вырасти до 15-16% до конца года. Марки Chrysler и Smart покинули российский рынок. «Лада» потеряла лидерство в рейтинге моделей, а Kia Rio стал самым продаваемым автомобилем.
Китайское наступление продолжается
Продолжают резко контрастировать с лидерами авторынка китайцы, которые в январе вновь показали впечатляющий прирост продаж в России. Находящийся теперь на девятом месте в общем рейтинге лучший по продажам китайский автопроизводитель в России Haval сумел по итогам января выдать почти чемпионскую динамику в 103% (3,1 тысячи а/м). В хорошем плюсе продолжает оставаться Chery (2,8 тысячи а/м; +47%,), прирост в 24% (2,1 тысячи а/м) демонстрирует и Geely. А новый суббренд Exeed и вовсе скакнул в первый месяц года на 415% (0,6 тысячи а/м).
Таким образом, данные в конце прошлого года прогнозы специалистов «Банкавто» о том, что китайцы будут продолжать агрессивно наращивать долю рынка, сбываются: в общей сложности китайские автопроизводители реализовали в январе в России 9,6 тысячи новых авто, что уже превысило 10-процентную долю рынка (10,5%).
В настоящее время на российском рынке официально продаются автомобили 13-ти китайских марок: Haval, Chery, Geely, Exeed, Changan, FAW, DFM, GAC, Great Wall, Lifan, Brilliance, Foton, Zotye. Однако на долю первых четырех из них приходится порядка 95% всех продаж машин из КНР.
Кризис полупроводников может закончится во второй половине года
Согласно данным Института экономических исследования (Ifo) в Мюнхене, в настоящее время 78% автомобильных предприятий в Германии все еще испытывают нехватку комплектующих в связи с глобальным дефицитом микросхем. Значимые нехватки микросхем продолжают ощущаться также на автомобильных предприятиях США и Японии.
Существует ряд предпосылок для того, чтобы во второй половине 2022 года нехватка полупроводников в мировом масштабе должна пойти на спад. Согласно прогнозу международной аналитической компании LMC Automotive, к середине текущего года ведущим мировым производителям электроники удастся нарастить выпуск микросхем, восстановив необходимое для конвейеров число комплектующих.
При этом будущее российского рынка микрочипов находится в более зависимом положении, чем у его западных коллег: 90% необходимых полупроводников у нас завозные. И даже при определенном восстановлении общемировых объемов производства электроники необходимый объем микросхем отечественные конвейеры получат с запозданием в несколько месяцев. Поэтому нынешние лидеры российского авторынка получат возможность активнее отстаивать свои позиции скорее к концу 2022 – началу 2023 года.
На этом фоне российский авторынок по итогам I полугодия скорее всего ждет снижение минимум на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. База продаж за период январь-июнь 2021 г. была достаточно высокой (870,7 тысячи а/м), и с учетом продолжающегося дефицита машин у авторынка РФ едва получится дотянуть до отметки в 820 тысяч реализованных автомобилей.
На правах рекламы. ПАО «РГС Банк» ген. лицензия ЦБ РФ 3073