Сегодня у ветеранов АВТОВАЗа, которые помнят, что было 48 лет назад — есть повод собраться и отметить сразу две памятные даты. Во-первых, 21 декабря 1973 года был полностью сдан в эксплуатацию Волжский автомобильный завод. Во-вторых, в этот же день был выпущен 1-миллионный легковой автомобиль – собственно то, для чего и строилось предприятие, чтобы своими миллионами заполнить дороги страны, на которых тогда было очень мало личного транспорта.
По нынешним меркам звучит довольно необычно: «сдан в эксплуатацию» и «выпущен 1 млн», и все это в один день. Выходит, почти 3 года (а мы знаем, что первые автомобили завод выпустил уже в 1970-ом) ВАЗ работал с нарушениями? Завод не был сдан, не был принят комиссией, но производил продукцию, нужную стране. Сейчас такое бы просто не «прокатило»: сначала получи все допуски и только потом запускай конвейер.
Но в советское время все было возможно: и дороги за ночь заливались – к приезду высоких гостей, и жилые дома сдавались – к красивым датам, а не по мере готовности. С тольяттинским предприятием было еще проще: партия сказала: «Надо!» и комсомольцы ответили: «Есть!».
Сегодня особенно интересно читать воспоминания ветеранов, что когда-то коробки цехов ВАЗа монтировались без фундаментов (из-за спешки, потому что надо было ставить оборудование), их заливали уже потом. Легковые машины уже вовсю продавались, а кровля в сборочно-кузовном производстве еще не везде была закрыта (то есть, несколько месяцев в цеха мог сыпаться снег и заливали дожди?!).
21 декабря 1973 года страна получила первый миллион «копеек», ВАЗ -2101. Потом этих миллионов было немало: каждый раз – старались назначить в миллионники какую-нибудь свежую модель. Почти каждые полтора года – очередной миллион легковушек. Не будем вспоминать все 30 миллионов, которые были в истории предприятия, теперь уже не ВАЗа, а АВТОВАЗа. Давайте пройдемся только по «самым круглым» юбилярам:
26 октября 1979 года — 5-миллионный автомобиль (ВАЗ-2101)
9 октября 1986 года — 10-миллионный автомобиль (ВАЗ-2108)
21 октября 1993 года – 15-миллионный автомобиль (ВАЗ-2111)
8 июня 2001 — 20-миллионный автомобиль (ВАЗ-2111)
21 июля 2006 года – 25-миллионный автомобиль (LADA Kalina)
24 сентября 2020 года – 30-миллионный автомобиль (седан LADA Granta).
Когда ждать 31 миллион? Давайте считать вместе. В целом за 2020 год АВТОВАЗ выпустил 343 512 автомобилей LADA. Но давайте не забывать, что в 2020 году на заводе велась еще и контрактная сборка Renault и Datsun (теперь «японец» сошел с производства), а во второй половине года он начал производить LADA Niva (когда Chevrolet вернул бренд Niva заводу). Не забудем приплюсовать LADA Vesta, которую выпускает Ижевск – и получим 457,4 тысячи автомобилей. То есть, при самых грубых подсчетах в среднем – 38 тысяч машин в месяц. Весна 2021 года была для АВТОВАЗа удачной, но с лета начались перебои с поставками электронных автокомпонентов. Мировой кризис, ничего не поделаешь, не одно предприятие от этого пострадало. Вот и получается, что 31-ый в истории предприятия миллионник может выйти к концу 2022 года, но может и сдвинуться на начало 2023-его. Как карты лягут…
На днях президент компании АВТОВАЗ Николя Мор рассказал, что ситуация с поставками улучшается, а внеплановые остановки конвейера на заводе стараются наверстывать рабочими субботами. Вот и LADA за 11 месяцев года продали даже на 6% больше, чем в прошлом году… Ставка – на новые модели, которых в ближайшие 5 лет должно выйти пять. Первой станет рестайлинговая LADA Vesta – она ожидается уже в 2022 году.
Фото: АВТОВАЗ, Fishki.net