Сегодня есть повод вспомнить такой проект в истории российского автопрома, как «Ё-мобиль». Потому что, если бы гибридная новинка дошла до отечественного производства весной 2012 года, как это планировалось изначально, мы бы сейчас отмечали десятилетие первого автомобиля. А с учетом планируемых объемов производства (уже в первый год — не менее 45 тысяч) — по дорогам страны сегодня могли бы раскатывать уж никак не меньше полумиллиона ё-транспорта. Не случилось.
И все же это был яркий проект – с двухцветными пластиковыми кузовами, с гибридным силовым агрегатом и даже с разнообразным модельным рядом. Жаль, что вера в проект такого количества людей завершилась грустным итогом — в конце пути его продали то ли за 1 рубль, то ли за 1 евро — то есть, чисто символически — научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ).
Ё — уникальная буква в алфавите
Но давайте вспомним, как красиво он начинался. Старт был весной 2010 года, когда российская «инвестиционная группа ОНЭКСИМ» и российско-белорусский «ЯРОВИТ Моторс» провели первую презентацию, объявив о совместном выпуске легковых городских автомобилей с заявленным бюджетом в 150 млн евро.
К осени разработчики показали уже два варианта автомобиля на одной платформе — хэтчбек и внедорожное кросс-купе. В окраске по-прежнему предлагалось использовать два цвета, подчеркнув философию гибридности (разные виды топлива и разные виды краски — для получения нового эффекта). А главным козырем было то, что автомобиль обещали создать с 90% участием отечественных комплектующих. Которых, кстати, планировалось в 2-2,5 раза меньше, чем у обычного автомобиля.
Заявлялось, что вся конструкция автомобиля будет модульной — в итоге это упростит и производство, и дальнейшее обслуживание, и ремонт. Предполагалось, что новые гибриды по цене будут вполне сопоставимы со своими бензиновыми собратьями, поэтому проект стали часто называть «народным автомобилем», а вскоре он получил странноватое имя «Ё-мобиль». Потому что «Ё» — уникальная буква и есть только в русском языке, и потому что она седьмая в алфавите, а число 7 всегда связывают с понятиями удачи и везенья.
Красивый проект для выборной программы?
Президент группы «ОНЭКСИМ» Михаил Прохоров как раз собрался в большую политику — он решил баллотироваться в президенты России, — и проект Ё-мобиля красиво использовался в его предвыборной программе. С таким проектом можно было легко критиковать неразворотливость отечественного автопрома, в истории которого действительно внедрение в производство новых моделей порой шло слишком медленно, отставая от западных образцов. Проект, «не обременённый устаревшими технологиями», можно было подавать легко и эффектно. Серийный выпуск ё-мобилей планировали начать весной 2012 года.
Стоимость готового автомобиля должна была оказаться в диапазоне 350-400 тысяч рублей, но при этом говорилось, что окончательную цену, конечно, «подтвердит рынок». В стандартную комплектацию планировалось включить ABS и ESP, две подушки безопасности, круиз-контроль, климат-контроль, светодиодные фары, сенсорную панель управления, мультифункциональный руль, систему автоматического пуска и остановки двигателя, систему навигации ГЛОНАСС и GPS и многое другое.
В декабре 2010 года на очередной презентации было показано уже три самоходных опытных образца — ё-микровэн и ё-фургон и ё-кросс-купе.
Потом автомобили снова дорабатывали — с учетом высказанных замечаний, компания даже устраивала опросы общественного мнения, чтобы знать, какие еще изменения интересны потенциальным покупателям. От всего этого веяло динамикой, каким-то молодежным задором. В апреле 2011 года машину показали председателю правительства Путину, а затем президенту страны Медведеву — и вскоре появилась информация, что получено добро на строительство завода ё-мобилей в индустриальном парке «Марьино» под Санкт-Петербургом. Но именно тогда сроки запуска производства сдвинули в первый раз. Сначала — только на полгода: объявлено, что первые автомобили сойдут с конвейера не весной, а осенью 2012 года.
Число заявок перевалило за 100 тысяч
16 мая 2011 года на официальном сайте «Ё-мобиль» стартовал прием заявок на автомобили, которых еще не было. Машину можно было заказать в трех видах кузова – «кроссовер», «пятидверный хэтчбек» и «фургон». Все — с 60-сильной гибридной силовой установкой, способной работать либо на бензине (однотопливная версия), либо на газе и бензине одновременно (двухтопливная версия). Вне зависимости от типа кузова стоимость базовой модификации составляла 360 тысяч рублей, топовой – 490 тысяч. Такая заявка ни к чему не обязывала, денег вносить никуда не требовалось, и народ активно вписывался в эти списки. Интересный факт: за первые десять дней число потенциальных заказчиков перевалило за 100 тысяч. Больше всего заявок было на ё-кроссоверы, концепт которых, кстати, в 2011 году был показан на Франкфуртском автосалоне.
А дальше — проект начинает приобретать международную известность. Возможность собирать такие автомобили у себя рассматривает Белоруссия и в качестве партнеров для возможного СП предполагает Китай или Корею. Гендиректор проекта рассказывает в интервью, что получил предложения о размещении Ё-заводов в Казахстане, Украине, Чехии и Дании. В России уже в качестве будущих сборочных площадок начинают фигурировать «ЗиЛ», АВТОВАЗ и «ИжАвто».
Почему не доехал до производства?
Конечно, у проекта были и критики. Так, например, еще в 2012 году руководитель отдела аналитики агентства «АВТОСТАТ» Андрей Топтун говорил, что проект «Ё-мобиля» является нежизнеспособным: «Любой человек, который хоть как-то разбирается в индустрии автопроизводства, сразу понимал, что заявленные сроки компанией «Ё-авто» создания с нуля автомобиля и его серийного выпуска являются фантастикой. Они выбрали неверные пути развития, несколько авантюрные решения». Эксперт также был уверен, что и люди, которые записались на предзаказ, во многом сделали это по давней русской традиции – «лишь бы записаться», но пожелали бы они в действительности купить в перспективе «Ё-мобиль» — большой вопрос.
И потом действительно что-то пошло не так. Компания начала переносить сроки производства все дальше и дальше, и срок «2012 год» постепенно превратился в конец 2014-ого. Вот уже подписан контракт на покупку производственных линий для выпуска деталей кузова из армированного полимера с немецким производителем прессов Dieffenbacher, но не решен вопрос с двигателем. Между тем предлагаемый модельный ряд снова увеличился. В 2013 году на очередной презентации показано уже 5 прототипов, при этом двигатель предложен итальянский (это уже вряд ли 90% локализации в России и вероятно другие цены), а сроки запуска производства переползли на март 2015 года.
7 апреля 2014 года проект «Ё-мобиль» закрыт, все наработки переданы в НАМИ. Последние известия об опытных образцах были от белорусских журналистов в 2021 году: стоят опытные образцы (которых стало уже девять) на открытой площадке где-то в промзоне города Минска.
Фото: Auto.TUT.BY, drive2.ru