29 декабря — день рождения Hyundai

Сегодня, 29 декабря, официальный день рождения компании «Хёндэ». Да-да, именно так правильно произносится название этой автомобилестроительной компании, причем с ударением на последний слог. Она родилась всего полгода спустя после нашего АВТОВАЗа, в конце 1967 года, в стране, где на тот момент совсем не было собственного автопрома. Но, поддержанная в 1970-ых годах южно-корейским правительством, стала быстро набирать обороты и скоро заняла четвертое место в мире.

Бренд родился из цепочки случайностей и упорства

Любопытно, из чего порой складывается успех – иногда из упорства основателей, а бывает – из случайных встреч и цепочки событий. Сегодня мало кто вспоминает, что основатель компании Чон Чжу Ён был из бедной многодетной семьи (7 детей) и после окончания школы уехал из родной деревни в Сеул, где трудился грузчиком, курьером, автомехаником. Через 6 лет открыл маленькую автомастерскую. Еще один интересный момент, описываемый в истории, говорит о том, как важно порой знать языки и оказаться в нужном месте и в нужное время. Младший брат Чон Чжу Ёна неплохо говорил по-английски. Во время корейской войны (1950-1953 гг.) это было важно, потому что помогло мастерской получать выгодные заказы от американских военных. Ну, а потом в свои права вступила Госпожа Удача. Правительство страны решило, что ей необходимо иметь собственный автопром. Оно определило 4 фирмы, которым разрешило заниматься сборкой автомобилей. Одной из этих компаний стала Hyundai, которая по-корейским меркам к тому времени считалась уже достаточно крупной. Правительство дало некую зеленую улицу своим назначенцам, но поставила условия: к 1980 году каждая из четырех компаний должна выпускать 50 тысяч автомобилей в год, при этом 91% процент комплектующих обязательно должны быть корейскими.

И Hyundai выпускал. Трудолюбия и ответственности корейцам не занимать. Первое время это не были автомобили собственной разработки, Hyundai выпускал машины Ford. Но в 1974 году задумался о собственном недорогом и симпатичном автомобильчике, с которым можно шагнуть на экспорт. Деревенский парень со школьным образованием догадался отдать дизайн в руки иностранных специалистов, и проектированием занялось итальянское автомобильное ателье. Так на свет появился субкомпактный Hyundai Pony, который в Европе продавался под именем Hyundai Exel. И это было начало теперь уже международного успеха.

29 декабря - день рождения Hyundai

Hyundai в России

Но давайте пропустим пару десятков лет из истории и вернемся к тому времени, когда корейцы со своими моделями пришли к нам в Россию. Двадцать лет назад, в 2001-ом Hyundai заключил соглашение с заводом TагАЗ и начал собирать там свои «Акссенты» и «Сонаты», а потом и другие модели. В 2007году был подписан договор о строительстве собственного завода в Санкт-Петербурге.

Кстати, это случилось тоже в декабре, 19 лет назад – на следующий год российский завод в Питере (Хендэ мотор мануфактуринг Рус) будет отмечать свой двадцатилетний юбилей. В январе 2011-го он выпустил свои первые «Солярисы», которые рынок оценил, принял и полюбил.

В переводе с латинского «Solaris» означает «солнечный». Но для российского покупателя это название стало попаданием «в десятку»: «Солярис» в головах россиян прочно был связан с замечательным фильмом Тарковского, снятым по книге Лема. Ну, а когда благозвучное имя связывается с хорошим дизайном и доступной ценой – стоит ли удивляться, что «Солярис» в те годы не раз получал в рейтингах звание «автомобиль года» и претендовал на звание «народного автомобиля». В 2013 году Hyundai включали в шорт-лист номинации «Любимая марка» как один из самых любимых автомобильных брендов в России.

29 декабря - день рождения Hyundai

Но вернемся к истории с именами. Корейцы в названиях автомобилей часто используют интересные сочетания букв. Сегодня по нашим дорогам бегают не только выпущенные массовым тиражом «солярисы», «сонаты» и «креты». Да, это самые распространенные модели марки. На 1 июня 2021 года, по данным агентства «АВТОСТАТ», в российском парке их уже несколько сотен тысяч: Hyundai Solaris – 872,8 тыс. шт., Hyundai Creta – 314,7 тыс. шт., Hyundai Accent – 243,3 тыс. шт. Но встречаются и более редкие: Hyundai Marcia (всего 2 экземпляра на всю страну), Hyundai Dinasty (7 шт.).

Читать также:  Самый популярный «китаец» в РФ: сколько денег надо потратить на его содержание?

А еще есть Veracruz, Avante, Atos, Galloper, Matrix, Tiburon, Santamo и, конечно, Pony. Всего на дорогах нашей страны сегодня можно встретить около 45 различных моделей Hyundai.  

Регулярно обновляя свои модельные линейки, корейцы пытаются оправдать свое название, которое в переводе означает «современность». И по количеству разнообразных моделей уже могут соперничать и с более старыми, маститыми брендами. Вот и сегодня в российском модельном ряду Hyundai представлено 8 моделей легковых автомобилей, на любой кошелек и размер – седаны Solaris (от 920 тыс. рублей), Elantra (от 1 504 тыс. рублей), Sonata (от 1 854 тыс. рублей), кроссоверы Creta (от 1 239 тыс. рублей), Tucson (от 1 954 тыс. рублей), Santa Fe (от 2 684 тыс. рублей), Palisade (от 3639 тыс. рублей), и даже минивэн H-1 (от 2 549 тыс. рублей).

Все это вместе взятое неплохо продается в России: за последние десять лет не было ни одного года, чтобы бренд не смог реализовать менее 300 тысяч своих автомобилей. Более того, последние 5 лет эта планка перевалила за 400 тысяч в год. В 2020-ом было продано 465,7 тысяч автомобилей с логотипом в виде наклоненной буквы «Н». На самом деле это вовсе не буква, а по задумке создателей – символическое изображение двух людей, заказчика и покупателя, которые пожимают друг другу руки.

29 декабря - день рождения Hyundai

Будущее не за простыми электричками, а за «зеленым водородом»

Однако те, кто хорошо знаком с корейцами по бизнесу, утверждают, что корейцы никогда не бывают довольными уже сделанным. Для них сделанное – возможность поставить себе новую, еще более серьезную задачу. Как и европейцы, сегодня в Hyundai тоже задумываются о смене парадигмы в производстве автомобилей и о переходе от двигателей ДВС к более экологичному транспорту. В компании поставили задачу – достижение углеродной нейтральности к 2045 году. Между прочим, свой первый электромобиль Hyundai придумал и запустил уже тридцать лет назад, когда в 1991 году создали модель Sonata Electric.

А уже в 2022 году в нашей стране может появиться электромобиль Hyundai Ioniq 5 (для электрокаров корейцы создали отдельный суббренд). Наш потребитель с иониками уже знаком (в российском парке таковых уже 30 штук), но о массовых официальных продажах речь пока не шла. Также, как и о продажах электромобиля Hyundai Kona, которых в нашей стране тоже больше десятка. Если электрокары начнут активно продаваться в России, у корейцев уже приготовлена для нас целая линейка «электричек» — среднеразмерный кроссовер Ioniq 5, седан c индексом 6 и еще один кроссовер с индексом 7. 

Все модели Ioniq построены на новой модульной платформе Electric Global, которая обеспечивает довольно быструю зарядку и дает большие возможности для разработки просторных и разнообразных интерьеров. В конце 2023-го в компании планируют старт новой модели Nexo, к 2025-му – запуск полноразмерного электрического внедорожника, к концу десятилетия – еще 4 коммерческих модели.

Увлеченные концепцией «Зеленого водорода», корейцы мечтают о дальнейшем развитии не просто электробатарей для автомобилей, а батарей на водородных элементах. Сначала распространить идею развития электромобилей на водородных элементах, затем – начать применять ее массово и в производстве кораблей, трамваев, коммунальной и строительной спецтехники. Суть этой концепции в том, что чистая энергия солнца и ветра используется для выработки электричества из возобновляемых источников, которое затем используется для расщепления воды на кислород и водород. Сильная сторона электромобилей на водороде в том, что им не требуется много батарей. Hyundai верит в эту технологию и вкладывает сегодня миллиарды в ее развитие.

Фото: Hyundai