20 лет со дня старта иномарок в России по полному циклу

Сегодня исполняется ровно 20 лет со дня открытия в России первого автозавода иностранного бренда, который начал выпускать иномарки по полному циклу. Это было очень важной вехой в истории отечественного автопрома, и первым иностранным брендом, показавшим, что он пришел в Россию всерьез и надолго, построившим свои цеха «с нуля», стал Ford. 

Сейчас, когда целый ряд иностранных предприятий автопрома приостановил свою деятельность в России — из-за спецоперации в Украине — нам захотелось ненадолго вернуться в прошлое, в период, когда эти заводы только начинали завоевывать симпатии россиян, когда цены на бюджетные иномарки не были такими заоблачными, а в дилерских салонах, пусть даже записавшись в длинную очередь, можно было приобрести машину, которая нравится. 

Итак, 9 июля 2002 года. Во Всеволожске Ленинградской области открылся новый автозавод. Модель Ford Focus, которую поставили на производство, была на тот момент сверхпопулярна в Европе («Лучший автомобиль 1999 года в Европе»).

20 лет со дня старта иномарок в России по полному циклу

Российский завод Ford стал единственным, где собирались модели Focus со всеми четырьмя типами кузова: седан, универсал, пятидверный и трехдверный хэтчбеки. В нашей стране Ford начинал с малого — в первый год выпустили всего 2,5 тысячи автомобилей, но уже в 2003 году перешли на работу в две смены, в 2004 году — даже в три смены. С 2003 по 2011 годы «фокусы» стали самыми продаваемыми иномарками в России. 

Первые десять лет в истории всеволожского предприятия можно назвать супер-успешными, потому что, невзирая на экономические кризисы, которые периодически лихорадили страну, здесь удалось довести производство с нескольких десятков тысяч штук (в 2003 году — 16,3 тыс. шт.) до 115,3 тыс. шт. (в 2012 году). И были периоды, когда за продукцией предприятия россияне выстраивались в очередь. Так, например, в 2004 году спрос на отдельные модификации Ford Focus достигал нескольких месяцев.

Читать также:  В Россию привезли пикап Foton Mars 7 за 4,35 млн рублей

Благодаря грамотно выстроенной в первые годы политике предприятия автомобили Ford и сегодня занимают довольно весомую долю в российском парке и на наших дорогах. По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», на начало 2022 года у нас в стране числилось почти 1 млн 356 тысяч только легковых автомобилей Ford. Из них больше половины (56%) — «Фокусы». Или 758 тысяч экземпляров. Более 138 тысяч — Ford Mondeo, который также поставили на производство во Всеволожске, и тоже — по полному циклу. 

История российского рынка в целом — не слишком длинная, потому что в советский период свободного рынка автомобилей практически не было. Однако даже за этот короткий период в нее вместилась масса интересных событий, достижений, изменений, потрясений. Сегодня эта история находится на новом, очень непростом этапе своего развития. Некоторые представители зарубежного автопрома на фоне нарушения логистики и геополитической ситуации уже предпочли поставки производству в России, другие прекратили даже поставки.

Заметим, что легковые автомобили Ford ушли с производственных конвейеров в России гораздо раньше — в 2019 году, и их уход в меньшей степени связан с политикой. Просто Ford принял решение сконцентрироваться на сборке легкого коммерческого транспорта. Тем не менее, дата 9 июля 2002 года так и осталась вписанной в историю российского автопрома? и сегодня мы констатируем: прошло 20 лет со старта полного цикла производства легковых иномарок в нашей стране.

Фото: Ford