18 мая 2005 года стартовали продажи LADA Kalina через дилерскую сеть АВТОВАЗа. Нам сегодня захотелось вспомнить и эту дату, и сам автомобиль, поскольку он был в некотором роде революционным для российского автопрома.
«Калина» — продолжение направления, заданного автомобилем «ОКА»?
«Калину» начали проектировать задолго до того, как появился официальный проект с таким названием. «Мы начали разрабатывать ее еще в конце 80-ых, когда политико-экономическая ситуация в стране не отличалась стабильностью. — рассказывал позже главный конструктор АВТОВАЗа Георгий Мирзоев. — Это был автомобиль класса B с рабочим объемом двигателя от 1000 до 1300 кубических см, который должен был в какой-то степени продолжить направление, уже заданное «ОКОЙ». В 1993 году у разработок появился шанс дойти до конвейера, когда в НТЦ (научно-технический центр) завода поступил заказ от Автомобильного альянса AVVA на создание компактного городского автомобиля класса B. Первые образцы появились в 1996 году. Но денег на запуск машины в серию и тогда не нашлось, деньги у альянса как-то быстро закончились, поэтому более плотно «калинами» удалось заняться только в 2000 году.
В 2001 году на Московском автосалоне АВТОВАЗ показал три опытных образца — ВАЗ-1118 (седан). ВАЗ-1119 (хэтчбек) и ВАЗ 1117 (универсал). Почему проект назвали «Калина»? Ветераны завода говорят, что просто понравилось слово, которое и в песнях русских встречается, и на слух звучит симпатично. А какие цвета для будущих городских «калин» придумали потом разработчики – «Портвейн» (темно-вишневый металлик), «Совиньон» (серо-зеленый металлик), «Мускари» ( ярко-голубой металлик), «Тополиный пух» (серебристый), «Космос» (черно-синий металлик), «Аэлита» (бежевый металлик), «Колумбийская зелень» и еще с добрый десяток других.
Первым на конвейер встал «Калина»-седан. Причем дата запуска производства была выбрана не случайно: 18 ноября 2004 года (18.11 — почти зеркальное отражение заводского индекса ВАЗ 1118).
Накануне продаж запустили рекламный ролик под названием «Наш город, кажется, влюбился», и его крутили тогда практически по всем крупным телеканалам России (ОРТ, РТР, СТС). В ролике всего 40 секунд красная «калина» едет по ночному городу — дорожные знаки склоняются перед нею до земли, отдавая почести. Автомобиль выезжает на мост — и дорога, закольцовываясь, принимает форму сердца… Такое внимание к старту производства новинки было непривычно для российского потребителя – как правило, ограничивались показом церемонии, пресс-конференциями и публикациями в профильных журналах.
Первая «Калина» совершила пять оборотов вокруг Земли
Часто первые модели, вышедшие с конвейеров автозаводов, остаются собственностью предприятия — их оставляют для истории и потому берегут, сдувая с них пылинки. Однако в ситуации с «Калиной» получилось иначе. Нам подлинно известно, кому и при каких обстоятельствах достался ее первый экземпляр. Потому что первый покупатель был достаточно публичным человеком, известным не только на АВТОВАЗе. Юрий Кузьмич Целиков тогда занимал должность заместителя главного инженера управления по техобслуживанию, часто ездил в автопробеги по городам и весям. Сейчас он ветеран АВТОВАЗа, по-прежнему увлеченный автомобилист, автор многих едких эпиграмм, активный и открытый миру человек.
Благодаря ему, мы сегодня знаем, что первый товарный седан «Калина» (с 8-клапанным 1,6-литровым мотором), который был куплен 18 мая 2005 года, служил верой и правдой как минимум 8 лет. За 8 лет на спидометре машины накрутилось порядка 200 тысяч км дорог. Весьма ценное уточнение — РОССИЙСКИХ дорог. Если уж быть совсем точным — 198420 км. Судя по километражу, это почти пять оборотов вокруг Земли. Все эти 8 лет Целиков был фанатом своей машины, называя ее не иначе как «конек-горбунок» и часто обвинялся любителями иномарок за предвзятость (ну, как же, Кузьмич ведь работает на АВТОВАЗе, он априори не может быть объективным).
До «Калины» Юрий Кузьмич 4 года тоже ездил на иномарке «Опель Вектра». Но накануне старта продаж «Калины» самарский дилер «Восток-Лада» предложил ему потестдрайвить отечественную новинку, которая проходила на фирме испытания, и он согласился. 16 мая Целиков взял автомобиль. «Ровно сутки я эксплуатировал ее «в хвост и в гриву», разгонял до 170 км, резко тормозил, забирался на горку и съезжал с нее, — рассказывал потом Целиков. — Я заезжал на бордюры — без проблем! И уже тогда, на исходе первых суток, понял, что это лучшая отечественная машина, когда-либо произведенная на территории государства российского российскими же конструкторами из отечественных материалов».
18 мая 2005 года в день старта продаж Целиков купил себе «Калину» — первую в своей жизни и первую на российском рынке. Будучи человеком с острым чувством юмора, через 8 лет Юрий Кузьмич провожал свою старушку «на пенсию». Из этих проводов он даже сделал шоу для журналистов — отметил свои пять оборотов вокруг Земли, а на заднее стекло своей «Калины» наклеил самодельный знак — треугольник с надписью «P.S.». На вопросы любопытных отвечал: «А понимайте, как хотите. Для меня это значит «Пенсионерка». Ну, или «Продолжение следует»…
Почему «Калина» — уникальный автомобиль?
За всеми этими историями мы чуть не забыли вспомнить, почему же «Калина» — уникальный автомобиль. Конечно, не только потому, что у нее, уже снятой с производства, сохранились фанаты, похожие на Целикова. И не потому, что в 2010 году, сидя за рулем желтой «Калины», Владимир Путин (который тогда был премьер-министром) несколько часов инспектировал на ней новую дорогу «Чита-Хабаровск», запущенную в эксплуатацию, и остался доволен.
Сама модель, ее разработка, была совсем не типична для отечественного автопрома. Создавая семейство «Калина», на отечественном заводе впервые были применены компьютерные методы проектирования и испытаний. Виртуальные макеты позволяли значительно сэкономить время на разработку и денежные средства, а АВТОВАЗ с этой моделью впервые перешел на электронную систему конструкторской документации.
Многие опции автомобилей LADA впервые появлялись именно на «Калине» — например, единый ключ системы зажигания, замков дверей и крышки багажника. Впервые здесь стали устанавливать АБС (антиблокировочную систему тормозов). Впервые серийно освоили систему кондиционирования воздуха. «Калина» стала для АВТОВАЗа удобным «тренажером» для установки самых разных опций. Справедливости ради, скажем, что некоторые опции пробовались на «Приорах». Но на «Калине» заводчане опробовали несколько вариантов двигателей (постепенно повысив уровень экологичности с Евро-3 до Евро-5), ее стали комплектовать подушками безопасности, парктроником, навигатором, электроприводами стекол, обогревом сидений, электроусилителем руля и пр.
Напомним, что седан «Калина» на АВТОВАЗе недолго оставался один, семейство прирастало довольно быстро. Летом 2006 года на производство поставили хэтчбек, в 2007 году — универсал. В 2013 году — на конвейер поставили «калину» нового поколения. В 2014 году у нее появилась кроссовая (Kalina Cross) и спортивная (Kalina Sport) версии, в 2015 году рынок познакомился с Kalina NFR (Need for Race — для «жаждущих гонки»). Модель пережила и период жесточайшей конкуренции — когда на АВТОВАЗе запустили на сборку автомобили японского бренда Datsun. Помимо внешнего сходства у «калин» и «датсунов» был большой процент общих автокомпонентов, и специалисты сразу начали говорить о некоем каннибализме на конвейере предприятия. Конкуренция среди продуктов АВТОВАЗа еще больше усилилась, когда на производство поставили еще одного товарища по платформе — LADA Granta.
Победила «Гранта»
Но прежде, чем говорить о том, кто кому и как уступил место на рынке, давайте посмотрим, как продавался автомобиль «Калина» в разные годы. Например, с 2010 по 2012 год только в России ежегодно реализовывалось более 100 тысяч таких моделей (часть еще уходила на экспорт). При этом в 2011 году с результатом, близким к 140 тысячам (!) «Калина» стала лидером российского рынка. Однако уже в 2013-2014 гг. продажи не превышали 65 тысяч, в 2015 году — реализация снизилась до 34 тысяч, в 2016 году – реализовано около 21 тысячи экземпляров. В 2018 году руководство предприятия приняло решение прекратить выпуск модели — на том основании, что «калина» и «гранта» построены на одной платформе, имеют одинаковые агрегаты и опции. Кому-то надо было уступить.
Тем не менее, и сегодня, по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ» модель активно участвует в продажах на вторичном рынке. В российском автопарке на начало 2022 года числилось около 850 тысяч автомобилей «Калина» разных модификаций. За 17 лет (четыре года как модель с конвейера сняли) – довольно неплохой результат. Как показывает статистика, больше всего из них прописаны в Приволжском федеральном округе (43%). Лидером среди регионов является родина «Калины» — Самарская область, здесь их насчитывается 61,9 тысячи. Чуть меньше, но вполне сопоставимо — в Республике Татарстан (61,6 тыс. шт.). Тройку лидеров по численности «Калины» в парке занимает Башкортостан, здесь их 44,7 тысячи шт.
Тем не менее, и сегодня, по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ» модель активно участвует в продажах на вторичном рынке. В российском автопарке на начало 2022 года числилось около 850 тысяч автомобилей «Калина» разных модификаций. За 17 лет (четыре года как модель с конвейера сняли) – довольно неплохой результат. Как показывает статистика, больше всего из них прописаны в Приволжском федеральном округе (43%). Лидером среди регионов является родина «Калины» — Самарская область, здесь их насчитывается 61,9 тысячи. Чуть меньше, но вполне сопоставимо — в Республике Татарстан (61,6 тыс. шт.). Тройку лидеров по численности «Калины» в парке занимает Башкортостан, здесь их 44,7 тысячи шт.