А сколько присутствует на рынке России французский седан Renault Logan? Согласно нашему календарю, сегодня, 5 апреля, исполнилось ровно 17 лет с того дня, как первые экземпляры Logan, предназначенные к продаже, сошли с московского конвейера. В мае 2022 года в нашей стране ожидался запуск на производство обновленной версии, третьего поколения модели, построенной уже на новой платформе CMF-B. Однако, когда готовились эти планы, никто не подозревал, что весна 2022 года внесет в них свои коррективы. Никто не думал о санкциях европейских держав в отношении России, об остановках поставок запчастей и о том, что французский автопроизводитель окажется лицом к лицу с серьезной дилеммой — оставаться ли в России со своим производством или передать (продать) свои заводские площадки другим инвесторам. И все это — на фоне явного успеха бренда у бюджетного покупателя. Но давайте сначала посмотрим, как Logan вообще появился на российском авторынке.
Постановка на московский конвейер, как это было
Общеизвестный факт — в 1998 году французы подписали соглашение с правительством Москвы о создании совместного предприятия «Автофрамос» (начало первых букв в словах «авто», «Франция» и «Москва»). На нем начали небольшую крупноузловую сборку из автокомплектов таких моделей, как Renault Megan и Renault 19, потом взяли в производство Renault Clio Symbol. Если говорить об объемах, то в 2002 году это было не более 200 машин, в 2003 году — всего 1343 автомобиля. К тому времени российский автозавод «Москвич» был объявлен банкротом, освобождалась солидная производственная площадка, и на фоне большого интереса россиян к бюджетным иномаркам французы всерьез задумались о полноценной сборке недорогого семейного седана.
Выбор французов был хорошо просчитан. В 2002 году в России было продано 1,5 млн легковых автомобилей, из них 80% пришлось на автомобили стоимостью ниже 10 тысяч долларов. На такие авто россияне вставали в очередь.
Будущий Logan для России (и Румынии) получил кодовое название X90, его разрабатывали в Париже. В концепцию закладывали три главные требования: новинка должна быть современной по оснащенности, довольно большой по размерам и доступной по цене (средняя цена подержанной иномарки). И конечно она должна была выдерживать дорожные и климатические условия нашей страны. Поэтому аккумулятор для Logan подобрали способный заводиться в сильные морозы, для кузова сразу запланировали антикоррозионную защиту, а двигатели перенастроили так, чтобы в них можно было заливать бензин с октановым числом 90. 5 апреля 2005 года первые «логаны» сошли с конвейера. Объемы производства французы сразу решили установить не менее 60 тысяч машин в год, но позже эти планы пересмотрели и увеличили мощности вдвое — на фоне огромного успеха на рынке. Был период, когда из России сваренные и окрашенные кузова Logan стали поступать в Алжир (в 2016 -2019 гг.). Кузова были произведены на заводе АВТОВАЗ (Тольятти).
Так начиналась и продолжалась история Logan в России. Забегая вперед, скажем, что в 2014 году в нашей стране стартовали продажи Logan второго поколения (причем уже на тольяттинской площадке, на «АВТОВАЗе»), в 2018 году — появился кросс-седан Renault Logan Stepway (внедорожный дизайн с пластиковой защитой кузова, высокий дорожный просвет до 195 мм). В 2015 году появился 600-тысячный Logan.
В ноябре 2020 года Renault преодолела отметку в 750 тысяч проданных седанов Logan и кросс-седанов Logan Stepway. Модель прекрасно вписалась как в рынок для физических лиц, так и в корпоративные продажи: ее охотно использовали таксопарки и каршеринговые компании.
С прицелом на последних в декабре 2021 года Renault Logan получил версию на компримированном природном газе. Renault Logan CNG построили на базе серийной модели с двигателем 1,6 л (82 л.с.) в паре с механической трансмиссией. Версия CNG позволила использовать два вида топлива: сжатый природный газ (метан) и бензин. Для метана в багажном отделении установили 90-литровый баллон. Вместе с штатным 50-литровым бензобаком такой Logan получил суммарный запас хода, превышающий 1000 км.
На 1 января 2022 года, по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в российском автопарке насчитывалось уже 771,4 тысячи Logan. При этом модель занимала 35% от доли 2,2-миллионного парка Renault в России. Renault Duster при всей его популярности оказался лишь на втором месте (481,5 тыс. шт.), Sandero — на третьем (386 тыс. шт.).
Какой Logan мы ожидали в мае
На май 2022 года французы планировали запустить в российское производство седан Renault Logan третьего поколения, построенный на новой платформе — CMF-B. Еще осенью 2021 года компания обнародовала пилотные прототипы модели. Позже стало известно, что сварка и окрас этих первых кузовов происходила непосредственно на заводе в Тольятти, а досборку проводили в инжиниринговом центре АВТОВАЗа. Практически сразу было заявлено, что внешность российских версий будет отличаться от аналогичных моделей Dacia для Европы.
Внешность будущего Logan компания Renault запатентовала раньше. Документ с цифровыми изображениями автомобиля выложили в открытой базе Федерального института промышленной и интеллектуальной собственности (ФИПС) еще в мае.
А салон французы показали еще осенью 2020-го.
На фото видно, что торпедо нового Logan получило прямоугольные дефлекторы воздуховодов. Графика приборной панели осталась верна своей стилистике, но был изменен цвет – оранжевый уступил место белому, исчез третий «колодец», и между спидометром и тахометром появился информационный мультирежимный дисплей. На центральной консоли расположился «парящий» экран мультимедийной системы, под ним — дефлекторы обдува, ниже – блок управления климатом в виде трех шайб, между которыми расположены клавиши активации системы рекуперации, подогрева сидений, кондиционера.
К сожалению, сегодня никто не может предугадать, как будут развиваться события на российском рынке дальше. Возможно, третье поколение Logan россияне на нашем рынке так и не увидят. Худший из возможных сценариев — это полный уход европейских автопроизводителей из России. Недавно прошла информация, что Renault рассматривает возможность передачи своего контрольного пакета акций АВТОВАЗа. Но пока этот вариант — лишь один из многих, в ответ на ситуацию, которая возникла в ходе военной операции России на Украине. У Renault в России два автомобильных предприятия — полностью принадлежащий французской компании завод в Москве и АВТОВАЗ, которым французы владеют в партнерстве с российской госкорпорацией «Ростех». На данный момент производственная деятельность московской площадки приостановлена, на тольяттинской площадке — заявлен корпоративный отпуск. Весь март сборка машин шла с остановками конвейера. Это было связано как с перебоями в поставках комплектующих, так и с логистическими трудностями, которые усилились вместе с санкциями в отношении России со стороны ряда европейских стран и США.
Не исключено, что могут появиться какие-то возможности для продолжения бизнеса. Ведь сам французский автопроизводитель в конце 2021 года оценивал свой бизнес в России в 2,2 млрд евро (2,4 млрд долларов) и считал Россию своим вторым по величине рынком. Однако инвесторы обеспокоены способностью компании поддерживать стабильные показатели в свете вероятных перебоев с поставками, высоких затрат на вывод новинок и большой зависимости от европейского автомобильного рынка.