160 лет «Опелю»: от швейных машин — к миллионным выпускам собственных автомобилей

Недавно отмечался юбилей ГАЗа (90 лет), и мы за возраст тут же окрестили автозавод «дедушкой». Но вот сегодня день рождения бренда Opel, у которого еще более почтенный возраст, и сразу появились трудности с эпитетами. И появились сложности — с какого года считать? Ведь к автомобилям завод пришел не сразу.

Некий Адам Опель, сын фермера, отправленный родителями «учиться на кузнеца», покатавшись по Европе и набравшись знаний, вернулся домой, собрал свою первую (швейную на тот момент!) машинку, а потом открыл свою фабрику. Произошло это 21 января 1862 года — 160 лет назад. Выпускала эта фабрика тогда швейные машинки и не оставляла швейное дело почти 50 лет, даже когда наладила выпуск автомобилей и мотоциклов. 

160 лет «Опелю»: от швейных машин - к миллионным выпускам собственных автомобилей

Справедливости ради отметим, что Адам хозяйничал не один, а вместе с пятью сыновьями, то есть, производство было семейным. Кроме швейных машинок Адам Опель при жизни успел запустить в производство еще и велосипеды. А вот сборку автомобилей налаживали на заводе уже его сыновья. Из истории бренда известно, что в 1898 году фирма заключила контракт с неким Фридрихом Луцманом (автоконструктором) на постройку в Рюссельсхайме первого автомобиля марки Opel-Lutzmann.

160 лет «Опелю»: от швейных машин - к миллионным выпускам собственных автомобилей

Партнерство продлилось недолго, через год-другой Opel снова был в поиске партнера. Тем не менее, начало было положено, и Opel навсегда вошел в число пионеров автомобилестроения конца XIX века – таких как Daimler, Benz и Peugeot. Уже в 1906 году компания отмечала выпуск 1000-го автомобиля. На сегодняшний день выпущено более 70 миллионов автомобилей бренда, заводы компании расположены в 10 странах мира, а вклад компании Opel в мировое автомобилестроение невозможно переоценить.

Для тех, кто любит голые факты 

Вот лишь несколько фактов из жизни бренда, о которых напомнил сегодня пресс-релиз компании:

1901 год — переделанный в гоночный автомобиль Opel-Lutzmann побеждает в горной гонке Гейдельберг-Кёнигштуль, обойдя с большим отрывом в 16 автомобилей самых известных немецких автопроизводителей.

1909 год — Opel презентует ультрасовременный небольшой автомобиль с двигателем собственной разработки Doktorwagen и предлагает его по цене от 4000 до 5000 марок, хотя многие авто того времени стоили порядка 20 000 марок. 

1914 год — Opel стал самым крупным автомобильным производителем Германии, продав 3 335 автомобилей. На сборочные линии завода начали нанимать женщин.

1924 год — Руководство Opel вложило один 1 млн золотых марок в модернизацию автомобильного производства и завод Opel стал первым в Германии, где начали производство методом сборочного конвейера.

1924 год – опубликованы первые в мире стандарты качества производства и продаж автомобилей, введены единые цены.

1931 год – создание первого клиентского сервиса в автобизнесе

1935 год – запатентован раздельный тип производства двигателя – шасси – кузова

1953 год – выпущен Opel Olimpia Rekord – первый универсал в Европе.

1971 год – представлен первый в мире гоночный электромобиль Opel GT (188 км/ч).

1981 год – первое применение экологосовместимых/водоосновных красок

1981 год – первое применение безасбестовых фрикционных дисков сцепления

1985 год – первое использование каталитического нейтрализатора

1986 год – разработан автомобиль со сниженными показателями выхлопа (Opel Omega)

1995 год – Opel первым включил в базовую комплектацию автомобиля 2 фронтальные подушки безопасности.

160 лет «Опелю»: от швейных машин - к миллионным выпускам собственных автомобилей

Заявлено, что к 2024 году все модели Opel будут доступны в электрифицированных версиях, а с 2028 года все автомобили Opel в Европе будут полностью электрическими. В настоящее время компания уже предлагает девять электрифицированных моделей, включая LCV.

С 2025 года Opel будет производить собственные аккумуляторные элементы на заводе в Кайзерслаутерне. С помощью этой гигафабрики Opel сможет в долгосрочной перспективе оснащать 500 000 автомобилей в год высокопроизводительными аккумуляторными элементами. Производитель уже заявил, что хочет стать лидером по времени зарядки батарей и запасу хода. Текущая цель Opel – добиться, чтобы одна минута зарядки автомобиля позволяла ему проехать 30 километров.

Первое пришествие Opel в Россию

Первые «опели» появились в нашей стране вместе с другими иномарками в начале 90-ых. На первых порах они завозились стихийно, продавались на уличных площадках, но по мере развития дилерского бизнеса постепенно продажи вошли в организованное русло. Для успешной конкуренции с другими брендами и по мере роста таможенных пошлин на ввоз, вскоре возникла естественная потребность налаживать производство в России.

Читать также:  К 2030 году в европейской линейке Peugeot останутся только электромобили

160 лет «Опелю»: от швейных машин - к миллионным выпускам собственных автомобилей

В нашей стране сборку «опелей» пытались наладить на трех площадках. В 2008 году — стартовала сборка Opel Antara и Opel Astra в Шушарах, в 2010-ом — в Калининграде и Калуге. В модельный ряд со временем добавились Insignia, микроавтобус Zafira, позже фургон Vivaro.

Благодаря открытым производствам в 2008 году Opel продал рекордное число своих автомобилей на нашем рынке — 92,6 тыс. экземпляров. Забегая вперед, скажем, что позже этот рекорд повторить не удалось ни разу. 

Еще один интересный факт, который случился в аккурат сразу после этого успешного года. В 2009 году GM (который на тот момент владел маркой Opel) чуть было не продал бренд нашему отечественному «Сбербанку». Об этой сделке даже было широко объявлено, говорилось, что переговоры прошли успешно. Но внезапно все затихло. Поговаривали, что дело было даже не в цене. Просто американцы не захотели передавать немецкие технологии, опасаясь, что их используют в российских автомобилях. И сделка распалась. Кстати, спустя несколько лет, GM все-таки продал Opel. Но не русским, а французам: в 2017 году Peugeot-Citroen объявила о покупке Opel.

Следующие два года 2009-2010 были для Opel в России не самыми удачными: на авторынке страны гулял очередной кризис. Для сравнения: в 2008 продано более 92 тысяч машин бренда, в 2009 — всего 32,5 тысячи. Тем не менее, годы с 2011 по 2014 можно назвать для немецкой марки вполне успешными: ежегодно продажи превышали 60 тысяч экземпляров. Но в марте 2015 года Opel вслед за американским Chevrolet объявил об уходе из России. Политики пытались привязать этот уход к крымскому вопросу и американским санкциям, но экономика объясняла ситуацию иначе: ослабление курса рубля, неясные долгосрочные перспективы на рынке. За январь 2015 года Opel потерял сразу 75%, в феврале его потери превысили 80%. Не дожидаясь, пока ситуация изменится, владельцы компании решили уже в феврале завершить сборку на «Автоторе», а в июне законсервировали завод в Санкт-Петербурге. В этот период модельный ряд Opel был представлен на российском рынке шестью моделями: 

  • Astra в кузовах трех- и пятидверный хэтчбек, седан и универсал; 
  • Insignia в версии лифтбек, седан, универсал и Country Tourer;
  • кроссоверы Antara и Mokka; 
  • минивэны Meriva и Zafira. 

Кроме того, жителям нашей страны были доступны спортивные модификации Astra OPC и Insignia OPC. Еще в конце 2014 года россиянам пообещали, что в начале нового года выведут на рынок хэтчбек Adam и Adam Rocks, а к середине года — новый Corsa (уже пятого поколения).

Но вместо этого в 2015-ом году распродавались остатки складов, перепрофилировались дилерские сети. Владельцев «опелей» волновал вопрос – что будет дальше с сервисом и запчастями. На тот момент парк бренда в России уже перевалил за 780 тысяч штук. По дорогам страны бегали 350 тысяч Opel Astra, 93 тысячи Opel Corsa, 81 тысяча Opel Vectra, и еще более 200 тысяч других моделей бренда. 

В 2017 и 2018 году продажи Opel в России вообще стали штучными. Эксперты говорили, что авторынок в России становится все более жестким, а значит вернуться и отвоевать прежние позиции на таком рынке будет очень трудно, почти невозможно. Тем не менее, второе пришествие немецкого бренда случилось.

Второе пришествие в Россию. Новинки, которые ждем в 2022 году

160 лет «Опелю»: от швейных машин - к миллионным выпускам собственных автомобилей

Сегодня на российском рынке предлагается 5 моделей Opel — компактвэн Combo Life, хэтчбек Crossland, универсал Grandland X, фургон Vivaro и минивэн Zafira Life. Четыре из этих моделей производятся локально на заводе «ПСМА Рус» в Калуге, там же налажена серийная сборка дизельных двигателей. Последними своими заявлениями немецкий бренд показывает, что российский рынок ему по-прежнему интересен.

В 2022 году Opel планирует вновь начать продавать на нашем рынке модель Astra — уже в новом кузове поколения L, которое было представлено летом 2021 года. 

160 лет «Опелю»: от швейных машин - к миллионным выпускам собственных автомобилей

Вторая новинка, которая обещана нам в 2022 году, — обновленный кроссовер Grandland. Третьей новинкой будет полноприводная гибридная версия Grandland мощностью 300 л.с. (пока к нам поставляли только переднеприводные бензиновые и дизельные «Грандленды»). Не исключено, что в Россию вернется и маленький кроссовер Opel Mokka, но пока эта информация — лишь на уровне слухов.   

Фото: Opel; picautos.com; открытые источники Яндекс