Сегодня – день рождения японской компании Mazda. В прошлом году бренд отмечал свое 100-летие. Для многих это стало поводом то было вспомнить историю бренда и ее самые интересные автомобили. Но мы год назад этого не сделали. Поэтому сделаем это сейчас, а заодно вспомним историю Mazda в нашей стране и поговорим о ее будущем развитии, которое японцы не скрывают.
Как это было 100 лет назад
В мировой истории уже немало примеров, когда ныне широкоизвестная автомобильная компания начиналась с бизнеса, весьма далекого от сборки машин. И,пожалуй, самый яркий из таких примеров — японская корпорация Mazda Motor Corporation.
По одним сведениям, истоки компании лежат в предприятии, которое занималось выпуском искусственной пробки. По другим, основатель компании (по происхождению — сын рыбака!) Дзудзиро Мацуда в 1920 году, когда он уже был состоятельным человеком, прикупил в городе Хиросима обанкротившуюся строительную фирму.
Впрочем, одно другого не отменяет и сути не меняет — автомобилями и сложными механизмами там даже не пахло. У владельца был опыт работы на оружейном предприятии и на производстве инструментов. Название «мазда» появилось тоже не сразу, а лет через 10, когда компания выпустила пробную партию трехколесных грузовых мотоциклов.
Современный логотип тоже появился не сразу, он был кардинально другим.
Близкое к нынешнему изображение появилось только в 1997 году. Новый образец символизировал решимость Mazda «продолжать постоянные улучшения для обеспечения мощного, непрерывного роста» (в изображение заложена пара крыльев в форме буквы M, помещенная внутри овала).
За годы своего существования Mazda часто удивляла своих почитателей дизайнерскими находками. Однажды вместе с Королевским колледжем искусств Лондона разработала футуристичный проект такси для столицы Туманного Альбиона (на фото в галерее). В другой раз – поставила на рельсы целую автомобильную систему с компьютерным управлением. Есть в истории марки шикарнейший гоночный автомобиль, выдержавший 82-часовую гонку. Адля полиции и вооруженных сил Бирмы Mazda однажды построила свой Pathfinder XV-1 (Так что Pathfinder – не только у Nissan). В другой раз удивила одноместным спортивным болидом. Не все ее проекты пошли в производство, некоторые так и остались в виде прототипов, показанных на салонах — как роскошные заявки возможностей автопрома и как демонстрацию любви к автомобилям в принципе. Например, в 2007 году в Детройте показали концепт с дверями «крыло чайки». Боковые поверхности авто напоминают японские сады камней, а фары похожи на капли утренней росы, падающей с бамбукового листа. Предполагалось, что двигатель Ryuga сможет работать одновременно на биотопливе E85 и на бензине. В общем, в галерее – несколько представителей, придуманных сотрудниками Mazda – любуйтесь, удивляйтесь.
0/0
Mazda в России
По-настоящему интересная история Mazda в России началась не тогда, когда вместе с валом иномарок, хлынувшим к нам в страну в 90-ые годы, к нам стали попадать японские автомобили. Это было как у всех других иностранных брендов – сначала стихийно, потом организованно. Но вот наконец первые построили свои заводы – и стали побеждать конкурентов в ценовой борьбе. Mazda Motor Corporation пришла в Россию вслед за Тойота и также, как она, начала сборку не самостоятельно, а в союзе с российским партнером. В апреле 2012 года было подписано соглашение о создании во Владивостоке СП между компанией «Соллерс» и Mazda Motor Corporation (с равными долями участия). Было решено, что мощность производства на первом этапе составит 50 тысяч автомобилей в год, а впоследствии ее увеличат до 70 тысяч. Забегая вперед, скажем, что до таких объемов выпуска предприятие так и не дошло.
В апреле подписали документ, а в сентябре президент Путин уже запускал в производство первый автомобиль Mazda СХ-5. Он обещал производителю преференции – на тот период, пока предприятие не встанет на ноги. И действительно, несколько лет на территории страны действовало субсидирование по перевозке автомобилей с Дальнего Востока в европейскую часть России, а также ряд других льгот. Постепенно на сборку поставили еще одну модель — седан Mazda6. Причем, японцы, чтобы показать миру, как важен для нее российский рынок, мировую премьеру модели устроили на Московском автосалоне. Осенью 2012 года показали – а весной 2013 уже начали сборку и запустили в продажу. Стоит отметить, что первые годы были очень успешными для Mazda в России. Достаточно сказать, что завод в апреле 2013 года даже переводили с двухсменного режима работы на трехсменку.
Однако в 2015 году авторынок накрыл кризис – скачки валютного курса, а также падение продаж уже напугали GM и Opel, которые объявили, что уходят из России. Для Mazda положение ухудшалось тем, что бренд не успел выполнить свои обязательства по промсборке – и лишился таможенных льгот. На рынок перестали поставляться некоторые модели, которые раньше пользовались популярностью, но в новых условиях стали неконкурентоспособны. Тем не менее, японцы уходить не собирались, они продолжали верить в перспективы на российском. В долгосрочные планы они забивают цель – строительство завода двигателей с перспективой продаж этих двигателей на другие рынки.
В сентябре 2016 года с конвейера во Владивостоке сошла 100-тысячная Mazda.
В этом же году японцы сообщили, что вернут на рынок СХ-9. А в первом полугодии 2017 года кроссовер Mazda CX-5 попал в ТОП-25 российского рынка. Жизнь налаживалась! В 2017 году дилеры Mazda, по данным АЕБ, продали в стране 25910 автомобилей – на 20% больше, чем годом ранее. В 2018 году продали еще больше – уже на 22%. В феврале 2018 года завод «Мазда Соллерс» запустил в производство третью модель — семиместный кроссовер Mazda CX-9. В сентябре — открыли тот самый завод двигателей, а через год – начали отгрузки этих двигателей в Японию.
В январе 2020 года – первый ковидный год — завод «Мазда Соллерс» выпустил 200-тысячный автомобиль
В этом году производство достаточно серьезно лихорадило. Завод то стоял (целый месяц «модернизировал производство»), то переходил на четырехдневную рабочую неделю. Тем не менее, тяжелый год пережит, и в ноябре даже заявлено о расширении модельного ряда Mazda в России -обещан старт продаж компактного кроссовера Mazda CX‐30. Сегодня на российском рынке по-прежнему предлагаются три модели Mazda — кроссоверы CX-5 и CX-9 и седан Mazda6.
В российском автопарке на 1 июня 2021 года насчитывалось более 791 тысячи автомобилей Mazda 62 моделей. Насколько помогло бренду наличие собственного производства в России – судите сами: больше всего в парке автомобилей Mazda 3 (почти 181 тыс. шт.). На второй позиции по объемам – Mazda CX-5 (почти 180 тыс. шт.), на третьем – Mazda 6 (152 тыс. шт.). У остальных моделей достижения на порядок ниже: занимающая 4 место в парке Mazda Demio – 56 тыс. шт. Самые редкие из тех, что можно встретить на наших дорогах – Mazda Festiva, Navajo, Porter, Clif (до 20 единиц).
Что будет с брендом завтра? Какие новинки нас ждут?
Еще в 2017 году Mazda заявила, что планирует в первой половине 2030-х годов полностью отказаться от производства машин с бензиновыми и дизельными двигателями в пользу гибридов и электромобилей. В 2018 году проанонсирован выход первого электромобиля бренда. Главный дизайнер компании сообщил о том, что это будет компактный автомобиль, внешне очень похожий на существующие модели Mazda — никакого футуризма в облике.
В октябре 2019 года в сети появилось первое изображение электрического кроссовера Mazda.
В рамках Токийского автосалона бренд представил первый серийный электромобиль Mazda MX-30, который уже доступен для предзаказа в дилерских центрах Европы. Автомобиль оснащен аккумулятором, способным обеспечить запас хода в 200 км. В том же 2019 году, уже в декабре, компания занялась переводом своего родстера MX-5 на электротягу.
На российском рынке заговорили, что на смену СХ-5 придет CX-50. Но как, когда и на какой платформе – пока не понятно. Дело в том, что в феврале 2020 года представители Mazda объявили, что бренд берет двухлетнюю паузу в выпуске новинок и обновлений, потому что занимается разработкой новой платформы. Готовится масштабное обновление модельного ряда – в рамках новой стратегии развития. Не исключено, что эта новая платформа будет разработана в партнерстве с другим японским автопроизводителей – Toyota. Этому партнерству уже более 5 лет. Оно предполагает обмен опытом в области новых двигателей внутреннего сгорания и электрических агрегатов, а также совместную работу над информационно-развлекательными системами и электронными «помощниками».
Последняя новость о компании — в период с 2022 по 2025 год Mazda выведет на различные рынки пять новых гибридов и еще столько же версий с бензин-электрическими силовыми установками с возможностью подзарядки аккумуляторов от бытовой электросети. А к 2025 году дебютируют три ее полностью электрические модели. В японской компании рассчитывают, что к 2030 году четверть их машин будет оснащена электрическими силовыми установками.
Фото: https://automotivemap.com/, официальный сайт производителя, открытые источники Яндекс.